ком

zhizd


Для неслужебного пользования


Previous Entry Share Next Entry
Горны Империи
Особ
zhizd
Давненько не попадалось книги, которую было бы интересно не только прочитать, но и написать про нее. Чтобы похвалить и поругать. Но вот наконец очень нажористое чтиво попалось, из серии "Русская имперская фантастика".

Олег Верещагин, "Горны империи", и (2-я часть) "Песни горна".



Книга о подвигах пионеров-героев в постапокалиптической Российской Империи.

Завязка сюжета - прокатившаяся по земле ядерная война уничтожила современные государство и все мироустройство, а последовавшая за ней экологическая катастрофа и ядерная зима чуть окончательно не доконала всё человечество. Жалкие остатки населения планеты выживали как могли, местами опускаясь до каннибализма. Однако сознательная часть выживших смогла самоорганизоваться, все хорошие убили всех плохих (ну какая же Империя без массовых расстрелов? Так что в самом прямом смысле, всех несознательных и плохих поставили к стенке и расстреляли, при этом отважные мальчишки лично меняли плавящиеся стволы пулеметов расстрельных команд), и на их костях подняли знамя Империи.

Основу Империи составляет неодворянство - "витязи", которые круче доядерного Чака Норриса. Чтобы они слишком много о себе не возомнили и не злоупотребили своим положением, их дети воспитываются и учатся в специальных интернатах. Средняя прослойка - счастливые жители Империи, каждый из которых готов костьми лечь ради ее процветания. А тех кто не хочет... цитата:

– Я хочу рассказать одну забавную вещь, – Валерия Вадимовна крутила в пальцах бокал, глядя поверх него в никуда. – Первым пунктом устава моего корпуса стоит – простите мне такой слог, именно так у нас пишутся уставы гражданских корпусов, для торжественности: «Медицинский работник любого ранга, пренебрегший своими обязанностями в страхе за свою жизнь, в поисках личной выгоды или по иной причине, равно какой, – да будет уравнен с офицером воинским, покинувшим бойцов рядовых в опасности. Наказанием за это да будет публичное бесчестье и бессудная казнь расстрелянием пулями насмерть – с поставлением на колени выстрелом в затылок».

Ну и на окраинах и границах несознательные государства, банды и племена, где творится всякое непотребство.

В одно из таких государств, которое скоро перейдет под руку Империи, приезжает наводить порядок в горном поселке штабс-капитан ОБХСС Империи Борис Третьяков, его жена, штабс-капитан гражданского медицинского корпуса Империи Валерия Третьяков, и их сын, пионер Денис.

Не буду спойлерить и пересказывать содержание книг. Первым делом скажу что ОЧЕНЬ понравилось: Сами книги очень напомнили очень удачный сплав советской фантастики 60-70-х годов, литературы о подвигах первых пионеров-героев 20-х годов (не надо думать, что там была сплошь идеологическая халтура, были очень достойные вещи для подростков) и чувствуется большое влияние творчества и идей Крапивина: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».

Подростки в книге по-крапивински живые и бескомпромиссные, прямо хорошая зависть берет от цельности и выпуклости их характеров, их мироощущения и безоглядной веры в мощь своего государства и неизбежное светлое будущее (я не беру позднесоветские годы, когда все сначала застоялось, потом прогнило и осыпалось, а именно 60-е и начало 70-х, когда многие молодые искренне верили в то, что на Луне скоро поднимутся города, а на Марсе зацветут яблоки). Не обходится без пафоса конечно, но в меру, и там где надо.

– Я, Олег Ветлугин, вступая в ряды пионеров Империи, перед лицом своих товарищей и памятью предков торжественно клянусь и присягаю на честность, верность, храбрость и память. Все, что смогу, – Отечеству! Все, что смогу, – нации! Все, чего не могу, – смогу! Если же я нарушу эту клятву – пусть не останется от меня на земле ничего, кроме позора! Слава России! Слава, слава, слава! – на последнем слове его голос немного сорвался, и Денис поспешно склонил голову.

Он снял галстук с руки Олега и заученным движением повязал под воротник рубашки друга. Расправил ткань на груди.

Олег поднял голову.

У него не было глаз – обычных глаз. Вместо них были две ярких сияющих звезды.


* * *
Что НЕ понравилось. Не обошлось без идеологии и противопоставления преимуществ тоталитаризма перед загнившей демократией. Делается это... ну если для детей, то сойдет наверное, но если по-взрослому, то местами наивно выходит:

– Вот ты говоришь – материалы есть, чертежи есть, а вещей нет. А по-моему, это правильно. Материалы есть, чертежи есть – делай сам. Можешь ведь? Можешь! Вот и труди руки и голову, будь добр. Не можешь? Научись. Или проси того, кто может, – по дружбе, или поменяйся с ним тем, что можешь сам. Ничего не можешь? Тогда на кой ты на свете? Так-то, – заключил Денис наставительно. Но потом продолжал: – Иначе ведь знаешь, как получиться может? Не я сделал – нечего беречь. Или ещё так – а зачем мне руки трудить, я лучше куплю. А если можно купить такую ерундовину – то почему бы, если денег побольше не заплатить, не купить хорошего мастера? Или сразу целый завод? А на заводе выпускать – то, что пользуется спросом. Или ещё лучше – этот спрос организовывать и направлять путём рекламы. Пусть покупают побольше самых разных вещей… и чем их больше и чем чаще их надо будет менять – тем лучше для развития бизнеса. И далее, так сказать… Шаг за шагом – и вот уже замечательный певец Володя Михалёв побирается на дорогах, и учиться ему светит, как Солнышко в Безвременье, потому что это нецелевые траты средств, которые он лично не умеет заработать сам… У вас ведь экономика в этом году уже была?

Володька побледнел. Отчётливо. Вдобавок к неусидчивости у него было хорошее воображение. У него даже капельки пота на лбу выступили. Денис ударил его очень больно и понимал это – но молчал и наблюдал беспощадно.

– Ну чего ты так смотришь? – наконец пробормотал Володька, терзая злосчастный акваплан обеими руками, как будто хотел разломать прочную фанеру. – Как на какую букашку в коллекции… Ну Денис! Ты чего такой стал?! – В голосе его прозвучал настоящий испуг.


А местами выходит совсем уж странно. Например в том месте, где герой находит бесценную старую библиотеку и сжигает НЕПРАВИЛЬНЫЕ книги из старого мира, почему-то дедушку Фрейда. Вообще, в приквеле дилогии, те самые витязи-дворяне "вскидывают руку в древнем приветствии - вперед и вверх". Ээээ, зигуют, да? Впрочем, еще собственно в предисловии автор пишет: "Человечеству были даны два шанса: Третий рейх и СССР. Но первый предусматривал будущее для германцев и только для них, а второй был сознательно погублен – изнутри и снаружи страны! – теми, кто страшился размаха замыслов строителей будущего для всех".

Постапокалиптическая Империя Верещагина - не только наследница СССР похоже. К слову, галстук у имперских пионеров красный, а знамя - черное. Имперская идеология в общем такая имперская. Начинается с массовых расстрелов всех плохих и заканчивается сожжением неправильных книг, чтобы не сбивали с толку всех выживших хороших. Так что еще есть смысл подумать, стоит ли это читать неокрепшим юным умам. Сплав хорошего литературного слога, крапивинского юношеского максимализма и идей всеобщей справедливости с тоталитарной идеологией - может оказаться слишком уж ядреным и основательно перепахать мозги. В прекрасном новом мире Российской Империи хорошо живется тем, кто читает правильные> книги, слушается правильных старших, которые всегда знают как лучше и любит в форме, с кинжалом на поясе, ходить строем, с развернутыми знаменами и под барабанный бой. А вот каково там будет тем, кто не любит ходить строем?..

И отдельно не могу не отметить скверную привычку автора набивать книги стихами и песнями. Стихи и песни сами по себе хорошие и самых разных авторов - О. Медведев, Алькор, Мельница, Розенбаум, даже Маяковский. Каких-то малоизвестных бардов еще много цитируется. Но, во-первых, очень уж не верится, что мальчишки 8-14 лет всё это будут распевать да еще так, будто их за душу всё это берет, слишком уж там взрослых философских замуток много. А во-вторых всё хорошо в меру. Одна песня, две, ну три, но не тридцать три же. Да и потом, то что звучит на музыку, совсем иначе воспринимается с бумаги, тот же Медведев буквально завораживает через наушники своим голосом и кружевом иносказаний, а на бумаге всё это "не заходит" абсолютно.
Временами, из-за перебора со стихами и песнями, повествование начинает напоминать индийское кино, где все внезапно, ни с того, ни с сего, начинают петь и танцевать. Вот за это очень-очень жирный литературный минус книге.

В общем, очень неоднозначное чтиво конечно, но читалось быстро. Иногда взахлеб, иногда с ирочичным хмыканьем, иногда перелистывая уже не глядя очередной авторских приступ поэтического цитирования, но определенно было нескучно.

  • 1
Так... Зачем Маяковский я еще могу понять. Но остальных-то каким боком к Имперской Тоталитарной России пристегнули?!..

По-моему они просто автору нравятся, вот и вся причина. А так хз конечно.

Не увлекался ли автор вот этим -
VFL.RU - ваш фотохостинг
Кстати, последняя книга, которую я читал из свежего.

И как, можно это читать? Уж очень картинка провокационная на обложке.

Можно и нужно.Дима написал весьма удобоворимую вещь

много раз рекомендовали Верещагина, не раз пробовал. Читать его невозможно - грязь, ругань, "кто не с нами, тот против нас"

Эту конкретную книгу не смотрел, но после предыдущих даже браться за этого автора нет желания

Я в первый раз начинал с другой книги и тоже не осилил, правда больше из-за песен. А в этих книгах автор коварно их отложил на пару сотен страниц, вот и... На удивление, я зачитался. У книги странный сплав имперских закидонов, "расстрелять всех без суда и следствия" и вместе с тем ярко выраженные крапивинские мотивы и много очень правильных, и красиво изложенных тем. Если получится это фильтровать, то читается очень хорошо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account