Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Читательское

Интересная ситуация на книжном рынке складывается. Прям таки революционная. Писатели больше не могут писать книги, потому что читатели их больше не покупают и изданные тиражи остаются на складах.

По крайней мере такое впечатление складывается, если почитать пост Юлии Набоковой, которая заявлет, что завязывает с творчеством, ибо пиратство сделало это занятие бессмысленным. Если судить по цифрам бесплатных закачек, то они достигают десятков тысяч, роман читается и обсуждается в Интернете, но... никто не покупает книги в реале, поэтому издательства не принимают новые, а следовательно автор теряет мотивацию писать дальше.
http://yulushka.livejournal.com/300538.html

Собственно, отрицать такое явление бессмысленно, однако имхо дело не только в распространении электронных ридеров и бесплатных пиратских библиотеках.
Я, как читатель со стажем, обрисую свой взгляд на вопрос немного с другого ракурса.
Живу я на отшибе, поэтому книги обычно покупал раз в несколько месяцев, выбираясь в областной центр, и забивал ими сразу несколько пакетов. Позже навострился покупать через интернет, но и там нужно брать не меньше чем на тысячу рублей, тогда доставка бесплатно, а иначе цена книг через почту удваивалась бы. В общем, я читатель и покупатель мелкооптовый. И поэтому мне хорошо заметна динамика цен на книги.

Если году в 2004 мне хватало 500 рублей, то в 2008-м такой же объем покупок обходился уже в тысячу. Книги неизвестных авторов стоили 70-100 рублей, известных 120-150, бестселлеры от 200 и больше. (Это цены на специальном книжном рынке или в интернет-магазине, расценки розничных реальных магазинов можно умножать в полтора а то и в два раза, но я покупал где дешевле).
В 2011 году книги молодых талантливых но малоизвестных авторов уже стоят 140-170 рублей, известных 200-300, бестселлеры (или то что издатели понимают под ними) продаются еще дороже.

Итого, за три года книги подорожали примерно в 2 раза. Естественной инфляцией это объяснить никак не получается, темп роста цен на книги в разы ее опережает. Аномальной жарой тоже не объяснишь, это не гречка все-таки. Разве что трава, которую авторы курят для вдохновления завяла и выросла в цене... Но у меня есть другое предположение - кризис, падение платежеспособности читателей (лично мне с 2007 года зарплату не повышали ни разу), а тут еще эти ридеры - издательства намеренно завышают цены, пытаясь таким образом компенсировать снижение продаж.

А рынок, он реагирует естественным для рынка образом. Чем выше цена на товар, тем меньше на него спрос, заменяемый поиском дешевых суррогатов. И наоборот. Обычно, реакцией на снижение спроса на товар у продавцов является стимуляция его продаж - и в первую очередь снижение цен. Но мы имеем прямо противоположную реакцию, ничего удивительно, что чем дальше, тем книги покупают меньше.

Особенно в первую очередь страдают малоизвестные и начинающие авторы. Положа руку на сердце, то, что выходило в жанре фантастики и фэнтези в половине случаев не стоило бумаги, потраченной на печать таких творений. Еще процентов 30-40 годны на то, чтобы хотя бы в процессе чтения не всплывали мысли типа "блин, лучше бы пива на эти деньги купил", ну и только один-два из десятка молодых авторов оставляют о себе настолько приятное впечатление, что начинаешь искать другие его книги.

Кстати, издательства повышают доход не только путем прямого повышения цен, но и откровенного надувательства читателей. Берется роман какого-нибудь автора, скажем С. Садова "Горе победителям", рвется бувально пополам, и опаньке - в продажу выходит два романа "Жизнь после смерти" и "Оружие хоргов". И в последнее время "ребрендинг" ранее издававшихся под другими названиями произведений встречается довольно часто. В итоге, за пару лет около тысячи рублей путем таких издательских хитростей лично у меня улетело на книги, которые я уже читал, и купил по недоразумению. Превед вам молодые и талантливые авторы, это были ВАШИ деньги, которые были бы потрачены на покупку ВАШИХ романов. Причем реально потрачены, а не гипотетически. Все-таки авторские подсчеты, когда "у пиратов было скачано 20 тысяч раз, значит у меня купили бы 20 тысяч книг" в корне не верны, одно дело когда человек не пропускает возможности взять бесплатное, а другое, когда принимает решение потратить деньги. Мне несколько месяцев назад ридер подарили (хехе), я на него уже пару тысяч книг накачал, но еще ни одной не прочитал, пока запасы на бумаге не кончились.

Обзаведясь ридером я не собираюсь выпадать из категории покупателей книг, в конце концов не один я в доме читатель, и книга в доме пока не стала редкой покупкой. Однако впредь я собираюсь завязать с практикой покупки книг МТА (а то хлама в доме собралось преизрядно, выкидывать жалко, а в библиотеку тащить спину ломает), покупать буду только тех авторов, чья репутация мне уже известна и не вызывает сомнений. Чтобы книгу было не жалко держать на полке, можно было взять перечитать или не стыдно было дать почитать другу или соседу.

А ознакамливаться с новыми авторами буду уже посредством ридера. Денег на покупку книг наугад при такой политике издательств мне уже не хватает. Честно сказать, понятия не имею, как автор из разряда МТА будет переходить в разряд известных и издаваемых, если все будут поступать так же, *натужно-бодрым тоном, как с тяжелобольным про выздоровление* - но возможно со временем популярность автора в Сети будет все же конвертироваться в тиражи и гонорары.

Так что вы пишите, дорогие писатели, вам зачтется, не в этой жизни, так в следующей ;)
ЗЫ. Читал у Громыко по поводу всего этого: "Обитель бывших писательниц, жертв сетевого пиратства и читательского равнодушия", плакалъ)) - http://volha.livejournal.com/470728.html
Tags: Лит, Мысля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments