?

Log in

No account? Create an account
ком

zhizd


Для неслужебного пользования


Previous Entry Share Next Entry
Астровитянка
ком
zhizd


Видел в интернете довольно много хвалебных отзывов на роман Ник. Горькавого "Астровитянка", так что взялся читать с энтузиазмом, и... чуть было не бросил на первой же сотне страниц. Чтиво показалось очень уж подростковым, а героиня - типичная Мэри Сью, вокруг которой вращается весь мир, а все другие персонажи существуют в нем лишь ради того, чтобы выгодно ее оттенить.

Посудите сами: прожившая на потерпевшем катастрофу корабле, в компании мощного компьютера десяток лет девочка не только легко вжилась в чуждый ей человеческий социум, не просто поступила в престижнейший колледж с конкурсом больше тысячи человек на одно место, не только с легкостью нашла миллионы тамошних денег на свое обучение, но и поразительной легкостью расшвыряла всех негодных людишек, стоявший у нее на пути. Начиная от начальника охраны госпиталя, членов уличной банды и заканчивая спесивыми банкирами и аристократами. Все они - просто дети, по сравнению с невероятно умной, крутой и поразительно красивой Никки Гринвич.

Вот на этом я чуть было книжку и не прикрыл, однако немного почитал дальше, а там как-то нечаянно и до самого конца дочитал. Редкое исключение из правил - книжка про Мэри Сью оказалась все же не тупой поделкой, возжаждавшего бабла и признательности МТА. Персонаж, несмотря на свою вызывающую везучесть и крутизну оказался все-таки очень живым и симпатичным. И, еще автору очень удались отдельные эпизоды, которые в совокупности вытягивают книгу на достойный уровень. Если бы на каких-нибудь конвентах был конкурс за самый впечатляющий эпизод - то например история экзаменов Никки Гринвич в Лунный колледж запросто могла бы взять какой-нибудь приз, настолько интересно она исполнена.

Дальше у автора конкретная такая гаррипоттеровщина пошла, учеба в Хогвардсе на футуристический лад. Он хитрым образом это даже не скрывает, а вывернул так, что это выглядит фичей, традицией потомков, а не плагиатом автора.

И еще, в книге в процессе обучения геров в колледже, автора рассматривает уйму научно-фантастических гипотез типа истории возникновения вселенной или теории черных дыр. Лет в 15 я бы однозначно нашел их занимательными, но теперь увы, все это уже не для моих одеревеневших мозгов, поэтому читал не слишком вникая, наискосок.

В конечном счете, героиня, легко нагнув и морально растоптав всех мелких противников, вышла на босса уровня, разумеется победила его, но конечно же с большим трудом. Пережив моральную травму и разобравшись в чувствах, героиня очень романтично рассталась с девственностью, между делом срубила две с половиной сотен миллиардов (!) тамошних денег и перешла на второй курс обучения.
Тут и сказочке конец, отправляемся качать вторую часть.

Резюме: такая Жюльверновщина пополам с Гаррипотерровщиной. Для подростков, неисправимых романтиков и поклонников творчества Жюль Верна и Джоанны Роулинг.
Лет в 15 я был бы от такого чтива без ума, а сейчас количество саркастических хмыков на один авторский лист поначалу превысил все разумно допустимые пределы. Но потом посмотрел на историю девочки с хрустальными волосами немного иначе - с тем снисхождением, с которым взрослые иногда смотрят на размечтавшегося подростка. Они уже знают, что жизнь штука весьма суровая, а временами даже и поганая, она еще подрежет крылья любому мечтателю, или хуже того, болезненно обломает их или вообще вырвет с мясом и кровью. Но зачем же делать это самому и заранее, поэтому пусть себе мечтает, и кто знает, а вдруг все же возьмет и полетит... Так и с этой книгой. История героини с точки зрения формальной логики не выдерживает даже малейшей проверки на прочность, но зачем проверять красивый замок на песке формулами из сопромата, он строился ради интереса и эстетики, а не для того, чтобы его инспектировали на предмет сейсмоустойчивости.
Tags:


  • 1
Мне она категорически не понравилась. Слишком много плагиата с Роулинг, чтобы считать его просто пародией, и особенно меня умилила - я просто плакала - та часть тестов, где вопросы по биологии. Списано просто дословно с учебника для первого курса биофака, а подается как Великая Истина. Если физические и астрономические истины поданы на том же уровне - я в них просто не разбираюсь - то наверняка точно так же корежило и физиков.
Автор активно позиционирует себя, как несущий светоч науки во тьму развлекательной литературы, по примеру авторов старой гвардии. После его книги эту старую гвардию жутко захотелось перечитать - вспомнить, как изящно они подавали и продвигали научную информацию, в "игровой" форме, которая запоминалась на всю жизнь, а не нечитабельными блоками из пособий для поступающих...
К тому же героиня исключительно мерзкая мери-сьючка.

Мне поначалу именно так же, но потом как-то с бОльшим снисхождением к девачке отнесся, у нее и так трудное детство случилось, так пусть теперь хоть оторвется, чего уж там :o) И потом, она таки не мерзкая, хотя места, где она, начитавшись приключенческой литературы и наслушавшись своего компьютера, начинает понтоваться перед взрослыми людьми, в самом деле малость раздражают.

Научная часть как-то прошла мимо меня, после проблем практической десятилетней эксплуатации автоматизированной системы управления местным бюджетным процессом, проблемы вселенной меня вообще перестали тревожить)

меня как раз научная заинтересовала, т.к. товарищ НУ ОЧЕНЬ АКТИВНО пиарился в инете на тему "я пишу настоящую фантастику, а не как эти Громыко и иже с ней".

я очень люблю научную фантастику. но это - не научная фантастика, а компиляция достаточно посредственного романчика с заумными научными вставками. в таком виде они не дают читателям никаких знаний - максимум заставляют тех, кто в теме, ее освежить. а хорошая НФ, по моему мнению, как и хороший учитель, должна УЧИТЬ, а не понтоваться перед неучами :)

Я не думаю, что на том же уровне, ибо мужик физик и астроном:). Но вот с биологией мог сплоховать:)

он не сплоховал, он цельнотырнул ее из учебника :)
а читатель не любит, когда его учат. надо делать это незаметно, но эффективно :)

Имхо, тут чуть другое. Читатель не любит, когда аффтары их в свои идеи и заморочки носом тычут, как щенят в лужу, причем в ту, которую сделал не щенок, а сам автор. А в этом случае Горькавый тупо задвигает лекции сплошняком, которые я например в основном просто пролистал почти не вникая и ничего особенно не потерял в части прохождения по сюжету.

Edited at 2011-09-22 12:34 pm (UTC)

Один черт, по-моему :) Лекции я тоже смотрела наискосок, а это признак слабости писателя - он должен уметь ВСЕ сделать интересным, и технические подробности, и пейзажи, и боевку... Если читатель пролистал - это не читатель идиот, а писатель. Не, ессно, бывают и идиоты-читатели, но чтоб я пролистывала Жюль Верна или Беляева - упаси боже! У меня "Таинственный остров" любимая книжка была, я до сих пор помню что ивовая кора может отчасти заменить хинин, и что такое онагр :))))

Ну, читатель на такие вещи внимания не обращает, ежели он не специалист:). Главное, книга у него очень хорошо пошла, и премий нахватала. Если бы не последующий съезд крыши на почве понтов, был бы очень хороший автор.

Мне нравится Жюль Верн, это было фанатство школьного детства:).

Про "Астровитянку" - у мужика ее отвергли 25 издательств, он подробно про эту историю на одном из форумов рассказывал. В итоге взяли случайно, и роман произвел фурор в Интернете, да и в книжных - 20 тыщ экз. продали. Он не скрывает, что книга жюльверновского толка, и так ее и позиционирует. Другое дело, что продолжение пошло уже хуже с точки зрения читателей, а третья книга вообще никак, но у мужика после успеха первой книги поехала крыша на почве личной крутизны.

Мне тоже) Правда, то что было крутым в детстве, спустя годы часто кажется несколько наивным.

С продолжениями часто так бывает. Первую книгу автор долго вынашивает, трудно рожает и потом тщательно дорабатывает, поэтому и получаются сильные вещи, на которые порой были потрачены годы. А потом, на волне успеха, за несколько месяцев шлепаются и выпускаются дополнения и они уже на порядок слабее и натянутее успешного дебютного романа серии. Так, с "Волкодавом" у Семеновой было, например.

Я это понимаю, но ничего с собой поделать не могу - сам люблю читать и смотреть сериалы. Вот понятно, чего я нового увижу...но посмотрел бы и "Чужой 5", и "Смертельное оружие 5", и т.п. Томас Харрис про доктора Лектера абсолютно ужасную последнюю книгу написал, халтура чудовищная...и все равно сижу жду 5 лет - а вдруг чего хорошее опять же про него напишет, озарение придет:)

Дим, о первой книге можно спорить.
Мне она понравилась в свое время.
А вот уж вторая - бред. Третью даже читать не начинал, да и отзывов на нее потом положительных не видел.

Посмотрим, я вторую только начал. Если не понравится, брошу да и все, с ридером чем хорошо, жаба за потраченные деньги не давит и не заставляет жрать кактус)

отлично написанная рецензия, спасибо) читать не буду, поверю тебе!

Такая, для очень специфических категорий читателей книжка получилась, имхо. Для остальных весьма спорная. Кому-то не понравится, кому-то наоборот.

о_О ( это я про Громыко)

tak on ze dlja podrostkov i pisal. On u menja vo frendah kstati ))

А потом книжка попадается на глаза взрослым дядям и тетям они на нее суровые отзывы рисуют) Такая вот трудная судьба у всех пейсателей - пишут для одних, а читают все кто ни попадя ;)

  • 1