Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Прощай, Акулко



Министерство обороны России приняло решение списать до 2014 года все стратегические атомные подводные лодки проекта 941 "Акула".
http://www.lenta.ru/news/2011/09/29/typhoon/

Проект 941 "Акула" (по НАТОвской классификации "Тайфун") был эпичным детищем гонки вооружений между США и СССР времен холодной войны. Тяжелый атомный подводный ракетный крейсер этого проекта- самая огромная подводная лодка в мире, попавшая через это в книгу рекордов Гинесса. В подводном положении его водоизмещение достигало 50 тыс. тонн, что сопоставимо с водоизмещением хорошего авианосца. При этом, половина приходилась на набранную воду, за что иногда ТК слегка иронично называли "водовозом".

Такие размеры обусловлены тем, что на лодку запихнули ракетный комплекс Д-19 с твердотопливной ракетой Р-39. Твердотопливная ракета имела массу преимуществ по сравнению с ракетами на жидком топливе, и самое главное - упрощала процесс и снижала шумность предстартовой подготовки. Однако технологии 70-х годов не позволяли создать твердотопливную ракету того же размера, что и на жидком топливе, а потому получилась та еще хреновина, массой под 90 тонн. Изначально предполагалось запихнуть 24 таких ракеты, но тогдашний главком ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков прифигел от размеров получающегося атомохода и приказал ограничиться 20-тью.

Необходимость запихнуть труднозапихиваемое привела к очень оригнальным инженерным решениям. Внутри легкого корпуса находятся 5 обитаемых прочных корпусов сделанных из титана, два из которых расположены параллельно друг другу. Всего на ПЛ 19 отсеков. Главная энергетическая установка состоит из двух эшелонов, в каждом находится водно-водяной реактор и два дизель-генератора.

Большое внимание уделялось снижению шумов, это один из самых малошумных советских проектов атомных ПЛ. Разработчикам так же ставилась задача, чтобы ПЛ могла действовать подо льдами Арктики до предельных широт и при необходимости проламывать лед толщиной до 2,5 м.
По комфортности обитаемости экипажа корабли проекта 941 стали самыми комфортными подводными лодками на советском флоте. Офицеры размещались в 2-х и 4-х местных каютах, с умывальниками и кондиционерами, матросы - в маломестных кубриках. На борту имелся спортивный зал, солярий, бассейн, сауна и живой уголок. Для подводного флота, где на дизельных подлодках подводники спали по очереди чуть ли не в обнимку с торпедами, это конечно было очень круто.

Теперь о грустном. Мало спроектировать и построить громадину, от одного вида которой, охреневал не только вероятный противник, но и все, кому ее доводилось видеть. Нужно еще ее где-то и поставить. Существующие базы подводников просто не смогли принять корабли таких размеров. 4 года специально под этот проект перестраивали базу в Западной Лице. Была построена специальная причальная линия, спроектированы и построены специальные пирсы, создан уникальный комплекс погрузки ракет, береговой судоремонтный комплекс, заточенный специально под обслуживание лодок 941-го проекта. Во сколько обошлась вся эта уникальность, знают теперь наверное только Господь и преставившиеся советские деятели, однако факт - создать такое еще и на Тихоокеанском флоте уже ниасилили.

После того, как отстроили всю инфраструктуру, вбухав в нее немеряно сил и денег, внезапно выяснилось, что подвезти туда ракеты не получается, т.к. железнодорожная ветка имеет слишком крутые повороты, через которые не проходят платформы с гигантскими ракетами. Эпик фейл. Уникальный комплекс погрузки ракет, с 125-тонным краном так и не погрузил ни одной ракеты.

Проект 941 имел немало положительных сторон: лодка имела эффективный ракетный комплекс, по своим харакетристикам не уступавшим американским, была малошумной, обладала повышенной боевой живучестью, комфортностью обитаемости экипажа. Однако проект доставил уйму геморроя с инфраструктурой и был очень дорогим. За эти же деньги могли построить вдвое больше подводных крейсеров проекта 667-БДРМ, которые до сих пор остаются основой морской составляющей сил ядерного сдерживания России, тогда как тяжелые крейсера еще в середине 90-х годов были выведены из состава флота, некоторые из них были разделаны на металл в двухтысячных годах. В последнее время активно использовался только один крейсер, ТК-208 "Дмитрий Донской", переоснащенный для испытаний "Булавы" (интересно, его тоже спишут?). Оставшиеся двое в небоеготовом состоянии дожидались своей участи в ожидании решения на утилизацию или дорогое переоснащение под "Булаву". И вот дождались. Утилизация.
Tags: ВМФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments