Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Про чиновников

Наткнулся тут в КП на любопытную таблицу. Газета конечно желтая, и статья носила соответсвующий заголовок: "Наши чиновники обходятся бюджету в 20 раз дороже, чем американские!"



Глядя на цифры, сразу анекдот брежневских времен вспомнился, когда в забеге Рейган обогнал Брежнева и в советских газетах вышел заголовок: "Леонид Ильич занял почетное второе место, а Рейган пришел предпоследним!".

По сравнению с Европой у нас вообще все не так уж и плохо выходит. При том, что львиная доля расходов приходится на министерства, а те же федералы на местах обходятся зарплатами тысяч в 10-12 рублей. У муниципалов она еще меньше, если не считать конечно столоначальников.

У похожей на Россию Бразилии (в России тоже много диких обезьян, в Бразилии схожая экономическая ситуация, скачки роста и спада экономики, проблемы с коррупцией и пропасть между бедными и богатыми) чиновников вдвое меньше (1 миллион), но отмечен их рост на 17% при росте расходов на 54%. При этом тамошний чиновник зарабатывает по 4000 долларов в месяц (при зарплатах у народа 100-200$), что много даже для российских столичных чиновников, а уж для провинциальных клерков совсем заоблачно.

Вообще, чем беднее страна, тем бюрократов в ней больше. Если работы нет нигде, то остается только идти работать на государство. Это справедливо и для провинциальной среднерусской глубинки, где есть городки в которых на государство работают 80-90% людей, и для Дальнего Востока, а на Чукотке Абрамович в свое время кардинально сократил безработицу, разведя чиновников на душу населения в 5 раз больше чем в среднем по стране. Зато в богатой Москве чиновников на душу населения меньше всего.

При этом, то, чем занимаются государевы работники, зачастую мартышкин труд. Однако, подмечено, что просто сидеть на жопе ровно, получать за это деньги и никому не мешать, люди не умеют. Они начинают придавать своей работе кажущуюся важность и осмысленность требовательностью к оформлению бумаг. Поэтому, если раньше например договор проходил за один день, а затем, после его подписи, начинались работы по его исполнению, то теперь он может согласовываться и переделываться неделями, только потому, что какая-нибудь тетка на "ключевом" посту прицепится к нескольким словам и не пропустит его исполнение, пока не переделают так, как ей кажется правильным. Таким образом, она находит и себе работу и, вместе с проблемами создает ее другим.

Любопытно, что реальные попытки как-то автоматизировать и сократить работу нередко воспринимаются бюджетниками негативно. Из личного опыта: несколько лет подряд для внутренней проверки сотрудница прилежно выписывала целевые статьи финансирования и суммы прихода и расхода по ним в отдельный гросбух, скурпулезно подбивая итоги на калькуляторе. Когда эту работу перепоручили мне, я, неделю позанимавшись тем же самыми и умаявшись от писанины и калькуляции, посидел пару дней, соорудил экселевский файл с готовыми строками и формулами, в итоге процесс ведения подсчетов сократился с часа-двух до 10-15 минут, а я в качестве благодарности получил от прилежной сотрудницы упреки в лени и нежелании работать)

Впрочем, дело не только в людях. За последние десяток лет, работая в системе по управлению муниципальным бюджетным процессом, могу свидетельствовать, что она усложнилась в несколько раз, причем одновременно по самым разным направлениям. И коды в платежных документах из 6-значных стали 20-значными, и работа с проведением платежей организована теперь не через банк, а через череду других бюджетных учреждений, в результате чего понадобились бесконечные сверки расходящейся отчетности (которые раньше были просто не нужны), да и сама отчетность увеличилась в разы, причем отчеты иногда требуются такие, которые программное обеспечение выдать не способно, поэтому сначала выгружается информация из компьютерных баз, а потом по старинке с бумажных распечаток сбивается вручную на калькуляторе.

Количество компьютерных баз после новой реформы местного самоуправления вместо двух у нас увеличилось сразу до восьми (при том, что количество организаций и населения неуклонно уменьшается, вымираем потихоньку) - соответственно ведется 8 разных технических справочников, настроек, модулей доступа и т.д. А еще есть система электронного документооборота, которая отнюдь не уменьшает расход бумаги, зато регулярно подкидывает технических проблем, а еще с начала этого года нужно заносить грошовые договора на специальный сайт торгов, который постоянно виснет и не работает и т.д. и т.п.

В итоге, с тем, что лет пятнадцать назад на счетах и калькуляторах успешно справлялись 4 человека, десять лет назад уже делали 7, пять лет назад 10, а теперь уже 12, у каждого компьютер, плюс два сервера, плюс четыре модема для связи с разными инстанциями. И все работой загружены, и постоянно у кого-нибудь психи из-за бесконечных проблем, то технического, то юридического, то экономического характера. Валокордин с корвалолом или пустырником непременные атрибуты каждого кабинета
При этом время прохождения документов и платежей выросло, а ошибок, из-за многократного усложения системы стало больше.

Имхо не так плохо, что аппарат управления растет, в конце концов лучше, когда люди хоть при каком-то деле, чем вовсе без него. К тому же сложилась практика использования бюджетников на работах по благоустройству, субботниках, общественных мероприятий, митингах и выборах. Миллионный резерв у административного ресурса такой. Но плохо то, что система управления от чрезмерного усложнения начинает заедать и сбоить, к тому же начинает работать правило "у семи нянек дите без глазу". Когда в одном и том же процессе участвуют организации различных ведомств, работа которых зависит друг от друга, в итоге одни только разборки в случае возникших проблем могут занимать несколько дней. Упрутся рогом в землю: "У нас всё нормально, смотрите у себя" - и на то чтобы заставить тетку из другой конторы проверить и убедиться что у нее не нормально и нужно переделать, реально как-то ушло два рабочих дня. Один человек справился бы с возникшей проблемой за час, со всеми проверками и переделками.

Мне даже интересно стало, можно ли заморочить работу до такой степени, когда люди и техника перестанут с ней справляться и она наконец встанет. Или, постоянно увеличивая количество работников и мощности оргтехники, можно отодвигать этот кризис на неопределенно долгое время?..
Tags: Мдя, Мысля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments