Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Category:
Разговаривал вчера на тему снижения спроса на печатные книги, внезапно проскочил один любопытный нюанс. Вот при том, что после покупки ридеров, книги практически перестал покупать, за пару лет третью тысячу за какие-то голимые пиксели в он-лайн игру WoT я уже задоначиваю. Ну ладно, у меня есть маленький виртуальный гешефт, благодаря которому лишняя сотня-другая денег в электронном кошельке обычно водится, но у меня есть отнюдь не шибко богатые знакомые, которые отрывают от честно и реально заработанных, дабы закинуть сотню-другую для прокачки все тех же пискселей с танчиками или с эльфами.
Причем, никто не мешает гонять в танчики абсолютно бесплатно, тратя на это лишь немного больше времени, но как-то очень ловко и ненавязчиво там поставлено дело так, что желание заплатить деньги у юзера возникает само собой.

В общем, народ у нас отнюдь не жлобский, и если что-то ему надо, то за это заплатит и без всяких драм и заламывания рук. Но. Если то же самое можно взять бесплатно, то разумеется пойдет и возьмет. Десяток поклонников наверное у каждого автора бьют себя пятками в грудь, что мол "йаааа.... после того как скачал, иду и покупаю на бумаге, а потом еще пять раз перечитывайююююю", но еще десяток тысяч прочитав, просто идут и скачивают следующую книгу, если конечно сразу оптом сотню-другую файлов не скачали.

Опыт борьбы с пиратством подсказывает, что успех достигался не там, где гонялись за отдельными распространителями, или даже упаси господи за самими юзерами, и даже не там, где пытались ставить защиту, которая все равно ломалась, а там, где находили кардинальное решение проблемы, которое меняло мотивацию покупателей, делало товар за деньги каким-то образом ценнее в их глазах, чем халява.

К примеру, антивирусные программы решили вопрос пиратства, регулярно банив попадающие в открытый доступ лицензионные ключи. И что толку, что ключ был подобран, если без регулярного обновления антивирус превращается просто в лишний тормоз для операционной системы.
В операционках любителям халявы теперь приходится отключать автоматическое обновление, чтобы операционка не "стряхнула" пиратскую активацию. Пока что это не настолько большая проблема, чтобы совсем отказаться от пиратских версий, но если скажем, вообще отпадет возможность вылезти в интернет, то операционки сразу пойдут и все купят, а куда деваться.

Есть еще несколько способов превозмочь стремление покупателя к халяве - это либо сделать предложение элитным, либо массовым, либо придать ему какие-то новые качества. Так, с появлением кино не исчез театр, а с появлением домашнего видео не исчезло кино. Да, они изменились, театр перестал быть элементом массовой культуры, а кинотеатры стали использовать новые технологии, но анахронизмом они вовсе не стали. Также придется измениться и книгам на бумаге. Они либо станут элементом массовой культуры, для чего стоимость книги не должна превышать стоимости кофе с булочкой, либо перейдут в разряд эксклюзивных предложений для элиты - очень небольшие тиражи, очень высокое качество полиграфии и цена за экземпляр чуть меньше, чем средняя зарплата по стране. Судя по тому, что несмотря на очень заметное снижение спроса, розничные цены опережая все темпы инфляции растут вверх, издательства пока что выбирают развитие по второму варианту, выжимая последних читателей в сторону электронных книг.

Продажа же электронных вариантов станет массовой только тогда, когда купить за деньги будет гораздо легче, чем скачать бесплатно. Пока ситуация же строго обратная. Пойти в бесплатную библиотеку и скачать сколько угодно файлов намного проще, чем загнать деньги на электронный счет, а потом с него производить оплату. Авторы могут сколько угодно грозиться завязать с литературной деятельностью - читателей это вообще не испугает, потому что того объема контента, который уже есть в библиотеках на их век точно хватит.

Впрочем, так или иначе, рано или поздно имхо всё утрясется и устаканится, литературное творчество определенно пользуется спросом, изменились лишь условия его использования, теперь осталось рынку приспособиться к этим условиями и он обязательно приспособится. Еще никогда не было такого, чтобы не приспособился. Просто писателям и читателям довелось пожить в интересное время перемен.
Tags: Лит, Мысля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments