Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Categories:

"Четыре дня в мае"

Обычно и так с интересом смотрю фильмы и сериалы на тему Великой Отечественной, но после бури негативных и разгромных отзывов, касавшихся не столько художественого исполнения, сколько содержания фильма, не мог не посмотреть "Четыре дня в мае" особенно пристрастно. Впечатления неоднозначные конечно, как о фильме, так и о его критике.

О чем критика:
"В этом удивительном фильме хорошие советские солдаты вместе с хорошими немецкими солдатами сражаются против плохих красноармейцев... русские разведчики устраивают на пляже натуральную кровавую баню.... Далее наши разведчики действуют строго в соответствии с современной, недавно появившейся схемой восприятия Второй мировой в Евросоюзе - «миллионы изнасилованных немок»... Сцена, которая держит первую часть фильма, - «ловля рыбы»: мальчишка лет десяти бродит по пояс в ледяной Балтике, а разведчики бросают ему под ноги гранаты. В реальности мальчишке оторвало бы ноги гидроударом после первого же взрыва. И еще, в реальности я не могу представить себе такое...
(автор Д. Стешин, опубликовано в КП)

О чем фильм: Отделение разведчиков, численностью около десяка получает приказ препятствовать переправе роты немцев к союзникам. Командир просит поддержки танков, однако получает отказ от хамоватого майора. Выполняя приказ, они выходят к приюту в замке, один из солдат выстрелом из кустов тяжело ранен. Солдаты отлавливают мальчишку в военной форме и со шмайсером, поначалу офицер предполагает обращаться с ним как с военнопленным, но после того, как из раненого вытащили пулю и убедились, что она винтовочная, мальчишку отпускают беспрепятственно бегать по замку.

Мелкий засранец тут же убегает к немецким солдатам и рассказывает им, что русских всего 8 человек, а в пушке у них всего один снаряд. Немцы обещают пройти по трупам русских, если те не отойдут, но у тех приказ и они обещают стоять насмерть. Немцы немного охреневают и наконец осознают, почему они проиграли эту войну.

Пока они так между собой общались, война собственно и закончилась, в замке банкет, у девочки постарше и солдатика помладше взаимная любовь, мелкого солдаты в самом деле загнали в воду собирать глушеную рыбу (при этом подкидывая ему гранатами, действительно маразм), пацан чуть не тонет, но советский офицер его вытаскивает, попутно вставляя пиздюлей своим солдатам.

Тут бы и хэппи-энд, но внезапно в замок приезжает тот самый хамоватый майор, к тому же и пьяный в жопу по случаю Победы. Он в самом деле собирается кого-нибудь изнасиловать, но получает по роже от капитана. Обидевшись, майор уезжает в свой батальон, там объявляет, что в замке окопались переодетые власовцы и ведет его на штурм замка. Рота немцев приходит на помощь осажденным русским, чтобы детии из приюта успели эвакуироваться.

Впечатление они производят в целом отталкивающее. Ни одного приятного лица на кастинге для русских актеров найти не удалось - все с патологиями, признаками вырождения и родовыми травмами. Единственный приличный, похожий на человека, а не на унтермена, - командир разведки, которого играет Алексей Гуськов. У него и начинается конфликт с танкистами, которые расквартированы поодаль. Танкисты собираются изнасиловать весь приют, разведчики вступают с ними в неравный бой. На помощь им приходят остатки какого-то немецкого соединения, которые, услышав стрельбу, шли спасать своих, а наткнулись на бой русских с русскими.

Хмм... Ну вот, кадры из фильма:





Фиг его знает, что привиделось автору рецензии, но по-моему лица как лица. Ну взять, к примеру, помимо А. Гуськова кого-нибудь еще поприметнее - Андрея Мерзликина например. Он снимался в "Брестской крепости" и в михалковских "Цитадели" с "Предстоянием", "Борисе Годунове", "Обитаемом острове" и куче боевиков. И ничего, подошла его физиономия режиссерам, несмотря на "паталогии и признаки вырождения" по мнению рецензента.

После «победы» все - немцы, наши, сироты и воспитательницы - бегут на Запад, «выбирая свободу».
http://ufa.kp.ru/daily/25853/2822116

В конце фильма показывают поле боя с погибшими русскими и немецкими солдатами, эвакуирующихся сироток, отчаливающую лодку и фигуру советского капитана, остающегося на пирсе.
Нет, я понимаю, фильм не понравился и всё-такое, дело вкуса и предпочтений, но зачем же специально в рецензии привирать то???

Ну и дальше эпитеты: "Плевок в историю", "Подленькая и ненаучная фантастика" и т.д.
Положа руку на сердце, из всех снятых в последние годы фильмов и сериалов о войне, более-менее исторична одна лишь "Брестская крепость" (хотя, если придираться, то и в ней найдется немало мелких неточностей), остальные сняты по принципу "режиссер так видит". Причем фантазия режиссера заходила очень далеко, вплоть до летающих тарелок у немцев. Почему-то весь этот вал фантастики особенного раздражения у публики и критиков не вызывал, выходит не в ней дело.

Сказать по совести, среди снятых нашими же режиссерами фильмов, видел я фильмы и подерьмовее "Четырех дней", взять к примеру говносериал Последний бронепоезд. Да и михалковское УГ-2 тоже в народе особенно не хвалят. Но свет клином сошелся именно на "Четырех днях в мае".
Почему? Думаю потому, что режиссер наступает на давнишнюю, связанную с "двумя миллионами изнасилованных немок" любимую российскую мозоль. И всё, когда мозоль отдавлена, здравый смысл отшибает напрочь, ярость благородная вскипает как волна, на святое покусились же. Если режиссер в самом деле пытался примирить российскую и немецкую общественность, то выбор для сюжета столь скользкой темы оказался крайне неудачен.

Да и так уж нужно их примирять. Я сам живу в городе, который в 43-м фашисты полностью уничтожили при отступлении. И не знаю ни одного человека, который бы испытывал ненависть или хотя бы неприязнь к современным немцам. Знакомых с антиамериканскими настроениями - каждый второй, а с антинемецкими нет ни одного. Думаю, это от того, что в свое время рассчитались за всё, поэтому тема и закрыта.
Зато как только начинают рвать шаблон о святости и неприкосновенности образа воина-освободителя, неприязнь может появиться к кому угодно, на этот шаблон покусившийся.

В нашем и западном обществе бытуют два шаблона, которые пытаются напялить на русского солдата: "азиатские орды, завалившие трупами пол европы, с признаками вырождения на лице добравшиеся о Берлина, чтобы изнасиловать два миллиона собравшихся там немок" и "святой победоносный воин, с лицом как на памятнике в Трептов-парке, сжимая в одной руке меч, другой спасает немецкую девочку (наверное от её же немецких родителей, а не от своих, таких же святых соратников)".

И тот и другой шаблоны продукт пропаганды, мало имеющий общего с реальными живыми людьми, среди которых хватало и героев, и трусов, и умных, и дураков, благородных людей и подлых, с высокой духовностью и с иссушеной войной душами, потерявших дома и семьи и не считавших врага за людей вообще. Шаблон (у нас распространен естественно второй) чаще всего формируется еще в школе, потому что это намного проще, чем пытаться раскрыть детям образ человека на бесчеловечной войне и уйму оттенков между белым и черным. Вряд ли это возможно в рамках школьной программы, для этого нужно перечитать массу дополнительной литературы, мемуары фронтовиков, романы Юрия Бондарева, поэзию Юлии Друниной - но когда получится все это осмыслить, всякие откровения типа пресловутых изнасилований перестанут рвать узкий шаблон и вызывать то, что сейчас принято называть "батхертом".

Не бывает так, что миллионы прошедших через войну и потерю родных и близких, солдат, вошедшие на землю лютого врага, вели себя на ней все как один будто святые ангелы. Но это не отменяет целей и смысла появления Красной Армии в центре Европы в 1945 году - освобождение мира и народов от фашизма. Если этот факт принять как аксиому, то все попытки допрыгнуть и нагадить можно будет легко игнорировать, а заодно перестанут срабатывать рефлексы на фильмы типа обсуждаемого.

"Четыре дня в мае", имхо, это отнюдь не попытка в который раз очернить образ советского солдата, это неудачная попытка показать в одной картинке немцев и русских, оказавшихся объединенными идеей милосердия и защитой слабых. Но в школьный шаблон "наши против немцев", в котором наши могут быть только хорошими, а немцы только плохими, он никогда разумеется не уложится. И хотя, были у нас фильмы о войне и глупее, и неисторичнее, этот видимо останется самым критикуемым. Единственное, пожалуй, с чем соглашусь, что не стоило в него часть денег из российского бюджета вкладывать. Пусть бы он так и остался исключительно западным продуктом, меньше было бы треска от шаблонов.
Tags: jpg, Имхо, Лит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments