Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Типа эссе)

Социально-психологические детерминанты молодежного экстремизма в России

Тут от rovergirl поступила вводная порассуждать по поводу этих... как их там... социально-психологических детерминант молодежного экстремизма. Я сначала по случаю праздника было отмахнулся - мол недоёб и перепой, вот и все детерминанты, но потом самому стало интересно. Ну, давайте порассуждаем, благо сегодня время есть.

Первым делом, ИМХО, стоит перевести заумный термин "детерминанты" более доступно - "социально-психологические факторы, определяющие причины молодежного экстремизма - так будет наверное звучать немного яснее и менее отпугивающе).
Из самого названия темы ясно, что эти самые факторы для пущей наглядности легко можно разделить на социальные и психологические.
Начнем пожалуй с психологических.


Итак, молодежь - это наиболее активная социально-демографическая группа, выделяемая с помощью возрастных характеристик. Современные возрастные границы, по которым выделяют эту группу колеблются от 14-16 до 25-30 лет.
Активность группы прежде всего определяется хорошим здоровьем в силу молодого возраста, как правило необремененностью семьей и соответственно необходимостью ее содержать. Кроме того, важным моментом является осознанная необходимость поиска своего места в общества, занятия определенной ниши, достижение авторитета среди сверстников и других членов общества. Причем, часто эти потребности на данном этапе ставятся выше материальных. Про небольшой багаж жизненного опыта воопще и ума в частности, я типа скромно промолчал ;)

Личность молодого человека находится в процессе становления и достижения определенных жизненных целей, жизненного успеха.
Людям свойственно не ценить то, что достается слишком легко, слишком малыми усилиями. Поэтому, успех, достигнутый с помощью родителей, следуя по проторенной дороге, молодыми людьми ценится гораздо меньше чем гораздо более скромные результаты, но полученные самостоятельно, вырванные у общества с мясом и кровью))

То есть, я подвожу к тому, что для молодежи явление борьбы за существование является не столько научной, сколько весьма практичной и жизненной категорией. Борьбы с чем угодно - с авторитетами, с родителями (давно описанная проблема "отцов и детей"), с обществом, властью, друг с другом - с кем угодно. Это, своего рода природное явление). Как сказал товарищ Черчиль - "Плох тот консерватор, который в молодости не был революционером".

Давайте вкраце сделаем исторический экскурс - как в XX веке проявлялось стремление российской молодежи к антагонизму.
Итак, в начале века в студенческих массах широко распространились крамольные революционные идеи, в результате которых молодежь в основной своей массе встала в резкую оппозицию власти и приветствовала надвигающуюся революцию. Борьба проявлялась в агитационной и подрывной деятельности, вплоть до организации террористических актов.
Последовавшую революцию молодежь приветствовала и приняла в ней активнейшее участие. Наверное, самым ярким представителем молодежи того времени является Аркадий Гайдар, ухитрившийся в 16 лет покомандовать полком. Ну а из литературных геров - Павка Корчагин, которого ИМХО можно считать собирательным образом передовой, или как сейчас принято говорить - продвинутой молодежи того времени.

В 20-30-е годы власть очень успешно использовало стремление молодежи к антагонизму, направив ее в нужном направлении, отчасти патриотическом - молодежь боролась с неграмотностью, разрухой, освобождала угнетенных женщин востока; отчасти политическом - борьба с церковью ("Религия - дурман для народа, не жалей, ребята, поповского сада и огорода" (с) ;)
К концу 30-х годов над миром уже нависла тень новой Мировой войны, и порыв молодежи опять же был направлен в патриотическую сторону - к готовности к труду и обороне. Ну и попутно к борьбе с вредителями и врагами народа, само собой)
На что был потрачен порыв молодежи в 40-х годах, думаю никому объяснять не надо. Борьбе той молодежи с фашизмом мы будем обязаны вечно. Я где-то читал, что 22-24 года рождения были выбиты практически подчистую.
В конце 40-х и в 50-х молодежь была занята восстановлением разрушенного войной хозяйства.
60-е ознаменовались полетом человека в космос, научными достижениями, а 70-е - строительством Байкало-Амурской магистрали. Молодежь грызла гранит науки, покоряла природу, боролась с рельсами и шпалами)

Начиная где-то с конца 70-х годов власть и государство понемногу начали терять свое влияние на молодежь. Патриотический порыв себя исчерпал, государство еще было слишком сильно чтобы с ним бороться, а шило в заднице стремление к борьбе никуда не делось. И молодежь начала бороться... сама с собой. На 80-е годы приходится зарождение и развитие молодежных группировок, часть из которых выросла из дворовых команд и объединялась по территориальному принципу, другие объединялись по музыкальным пристрастиям или другим молодежным хобби. Не знаю, как в других городах (по моему Казанские группировки были на слуху), а в Калуге в то время существовало масса молодежных группировок, которые в общем-то уже можно назвать экстремистскими - "Коты", "Ягодка", "Арсенал", "Периметр", в каждую из которых входило до нескольких сотен подростков. Подростки изрисовали символикой группировок все окрестности, регулярно стенка на стенку сходились между собой, иногда доставалось и простым прохожим.

Пожалуй один из самых неприятных моментов в моей жизни связан с декабрьским темным вечером 92 года, когда я со своим знакомым отправились из общаги на калужский почтамт позвонить домой. Возвращаясь, мы угодили "между двух огней" - одна компания человек на 30, вооруженная дубинками и арматуринами гнала другую - человек 10. Мы, как назло, находились в глухом проулке, с обоих сторон высокие заборы и ни одной щели, чтобы куда-нибудь нырнуть. Первому десятку было не до нас, они удирали от преследователей и пробежали мимо без проблем. А вот несшийся за ними с диким гиканьем, посвистом и матом взвод добрых молодцев напугал изрядно. Там и бить много не надо было, пробежались бы они каждый по разу, и не креативил бы я тут сейчас. Мы с парнем прижались к забору, никогда ни до ни после я не мечтал стать невидимым, а вот в тот раз...)) В общем, обошлось, эти тоже просайгачили мимо, но колени дрожали капитально. Подходя к общаге мы с пацаном купили две бутылки водки и на двоих раздавили их в комнате, отметив таким образом везение.

Часть этих групп в 90-е выросла в полноценные ОПГ, которые благополучно друг друга и перестреляли.
Другая часть выродилась в группировки по интересам, а также в спортивную сферу.
Фанаты футбольных клубов представляют собой довольно значительную и интересную часть молодежного экстремизма, тут наверное лучше процитировать одного из френдов, имеющих к этому непосредственное отношение:
"Их было мало, около 60 человек в одной группе и столько же в другой. Они шли с разных сторон, но шили на встречу друг другу. Многие из них знали друг друга в лицо, а кто-то даже дружил… Но не сейчас… Сейчас они враги, они ненавидят друг друга, чисто и открыто. С обеих сторон слышны крики: *PEDO…. Локо…. И вот они побежали друг к другу, и время останавливает свой ход. Ты среди них, и ты бежишь навстречу врагам, которых ненавидишь, с одной целью победить. Кто бы ты ни был: обычный рабочий, художник, бизнесмен или еще кто ни будь, сейчас ты Боец и ты должен отстоять свою честь и честь своего клуба, все остальное не важно. Кажется, проходит вечность пока два моба не сшибаются и не закипает драка. Ты среди них и ты дерешься, бьешь, уворачиваешься и пропускаешь удары, течет твоя кровь, ты чувствуешь чужие удары, но не чувствуешь боли и ты готов стоять до конца, ждать пока твои соперники дрогнут и побегут. И вот ты этого дождался, они бегут, но вы не бежите за ними, вы всей группой сворачиваете в ближайший парк, и за бутылочкой другой пивка или чего покрепче обсуждаете сегодняшние события. В тебе все еще кипит адреналин, и ты понимаешь, это твое увлечение, это твой выбор и это твоя жизнь. ТЫ БОЕЦ и твой выбор сделан."

В 80-е и часть 90-х годов молодежь практически выпала из политической жизни, не считая разве что участия в массовых стихийных беспорядках, случаюшихся время от времени. Однако, как политическая сила она вновь организовалась где-то только к концу 90-х. Такой провал почти в два десятилетия объясняется разочарованностью от комсомольской "обязаловки", аполитичность тоже стала своего рода протестом и борьбой против обязательной идеологии.

К середине 90-х политические партии обратили свое внимание на молодежь, как достаточно значительную и активную часть электрората. Насколько я помню, какое-то отделение молодежи пыталось создать "Яблоко", коммунисты тоже что-то шевелились в этом направлении, а Жириновский не чурался аж байкерских слетов) Но все эти организации громко не прозвучали, да и в экстремизме замечены не были.

Пожалуй, самый значительный вклад в развитие политической ветви молодежного экстремизма внес ЛИМОНОВ Эдуард Вениаминович (наст. фам. Савенко)
В 1974 году он эмигрировал из СССР, а в 1991 вернулся в Россию и сразу же окунулся в ее бурлящую общественно-политическую жизнь. Его отношение к свергнутой советской власти также подверглось резким переменам. Он объявил себя патриотом СССР, поборником его завоеваний. В 1992 получил российское гражданство, вступил в Либерально-демократическую партию В. В. Жириновского, но вскоре идейно разошелся с ним и покинул ряды ЛДПР.
В 1994 приступил к созданию собственной Национал-большевистской партии (НБП), предпринял издание партийной газеты «Лимонка». Ультраправые, экстремистские взгляды Лимонова нашли немало единомышленников (нацболов), особенно среди молодежи. Лимонов неоднократно выдвигал свою кандидатуру на выборах в различные властные органы, прежде всего в Государственную думу, но неизменно терпел поражение. Политик Лимонов вытеснил Лимонова-писателя. В 2001 был осужден на 4 года за незаконное приобретение, хранение, перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов, в 2003 был условно-досрочно освобожден. Выйдя на свободу, вновь занялся политической деятельностью, опубликовал книгу «Одлян, или Воздух свободы» о своем пребывании в тюрьме. В 2005 Национал-большевистская партия была запрещена Московским областным судом, Верховный суд РФ отменил это решение. Партия Лимонова последовательно находится в оппозиции к правящему режиму и неоднократно "засветилась" в скандальных акциях.
Его сторонники недавно участвовали в достаточно известном "Марше несогласных", который был разогнан властями.

Другая часть молодежи ударилась в разнообразные молодежные течения, от фашизма и антифашизма до новомодных ЭМО... В качестве дополнения к этому моменту рекомендую вот эту шутку: http://prikol.bigmir.net/view/74523 - очень показательно))

Итак, резюмирую - главным психологическим фактором является естественная склонность молодых людей к антагонизму, основанная на стремлении добиться успеха и занять авторитетное положение в обществе. Когда это стремление выходит из под контроля общества и государства, у него есть все шансы перерасти в экстремизм, в котором здоровые устремления заменяются желанием заработать авторитет в узкой революционной среде, а достижение цели заменяется собственно процессом ее достижения.
В качестве примера наверное будет не лишним привести следующее - молодежным кумиром стал Че Гевара, который бросил все дела, отправился в джунгли делать никому не нужную революцию, да там и сгинул; а не Фидель - который добившись успеха и полного достижения своих целей занялся рутинным устроением государства, благополучием и благосостоянием своей семьи.

Главным социальным фактором конечно же является разобщенность нашего общества, социальное неравенство, разделение на бедных и богатых, что является богатейшей почвой для развития экстремизма в молодежной среде. Именно представители бедной и малообразованной молодежи с рабочих окраин становятся костяком для разнообразных экстремистских групп националистического и фашистского толка.
Вообще, социальные детерминанты молодежного экстремизма так или иначе крутятся вокруг национальной основы, и в последнее время затмевают все остальные. Особенно это проявляется в активной деятельности ДПНИ, события в Кондопоге тому подтверждением.
Усиление позиций РПЦ и активное противодействие государства позволило значительно снизить уровень экстремизма в религиозной сфере. Так, в 90-е годы на слуху были десятки сект, в том числе печально знаменитое "Белое братство", которое занималось активным привлечением молодежи в свои ряды. Вроде бы хоть в этом относительный порядок навели).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments