Хм, а в юридических ВУЗах римское право изучают. Библию надо изучать!))
Не буду пересказывать все, там очень много.
Тезисно:
Тягчайшими преступлениями, за которые предусматривалась высшая мера (смертная казнь) были:
- умышленное убийство;
- похищение людей;
- кто злословит или бьет своих родителей;
- ворожба;
- скотоложство.
В общих чертах: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ну и прочие органы за них же)
Если кто выбьет глаз или зуб рабу, то его следовало отпускать на волю.
Если раб попадался из своих же, то его следовало 6 лет угнетать, а потом таки отпускать на волю. Однако, раб за это время мог обзавестись семьей, детьми - его естественно отпускали без них. А он мог сказать, мол я люблю своих жену, детей и господина (гы), - тогда ему торжественно пробивали ухо, вручали медаль "ветеран рабского труда" и оставляли в рабстве навечно.
Там дальше масса пунктов и параграфов касательно воровства, товарно-денежных отношений, что чего когда жертвовать, чего можно есть, а чего нельзя.
Всем, соблюдающим пост, на заметку: Нельзя есть верблюдов, тушканчиков, зайцев, свиней. Список птиц будет подлиннее, нельзя есть орлов, грифов, коршунов, соколов, ястребов, ворон, сов, страусов (они то там откуда??), лебедя, пеликана, цапли, удода, нетопыря. Из пресмыкающихся и насекомых можно есть только саранчу.
Уж не знаю, как потом это правило трансформировалось в великолепные христанские кафедральные соборы...
Интересной показалась глава 13, посвященная профилактике проказы.
Больной, с опухолью, язвой или лишаем на теле был обязан явиться к священнику для осмотра. Тот по определенными признакам решал - является ли болезнь заразной или нет, и объявлял больного либо нечистым либо чистым. Если были сомнения, то больной помещался в карантин, до того, пока симптомы либо не пройдут, либо не станут явными.
Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику. Священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился на белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже его, и священник объявит его нечистым, и заключит его, ибо он нечист.
Если же проказа расцветет на коже и покроет проказа всю кожу больного с ног до головы, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое; он чист.
Когда же окажется на нем живое мясо, он нечист
Ну и там дальше указания - лысые, плешивые, паршивые, лишайные - относятся к чистым, а вот у тех, у кого язвы - признавались прокаженными, нечистыми.
Признанный нечистым, ходил с непокрытой головой и разодранной одеждой и регулярно был обязан
Короче, все это конечно местами любопытно, но не совсем понятно, зачем это нужно современникам то...