ком

zhizd


Для неслужебного пользования


Previous Entry Share Next Entry
КваZи
ком
zhizd


Писатель-фантаст № 1 отложил тему Дозоров и выкопал стюардессу взялся за зомби-апокалипсис. Однако не стоит думать, будто Лукьяненко решил отобрать у Круза хлеб насущный и переплюнуть его на поприще отстрела зомби, апргейда оружия и собирания патронов. СВЛ замахнулся на новое слово в зомби-апокалиптике, написав вовсе не боевик, а смесь политического детектива и психологического триллера.

Собственно речь идет не об пост-апокалипсисе, а пост-пост-апокалипсисе. То есть не о том, как человечество выживает после того как мертвые восстали из живых, а о том, что случилось после того как оно выжило и не просто выжило, а пережило, опомнилось, привыкло и приспособилось к тому что произошло.

По версии автора на это человечеству хватило всего десяти лет. Как ни странно, выжила не провинция, а Москва, отгородившись по МКАДу бетонными заборами, вышками и колючей проволокой от озамбевших замкадышей)) И не просто выжила, а весьма комфортно устроилась - москвичи по-прежнему парятся в пробках, пользуются всеми благами цивилизации, ходят в кино и рестораны и даже палеонтологический музей работает и проводит экскурсии для посетителей.

Чем Москва при этом питается и откуда берет энергоресурсы, если бОльшая часть России превратилась в зомби-заповедник - загадка. Как-то этот момент у автора вообще очень плохо проработан. Даже совсем уж детские ошибки встречаются - в частности он упоминает, что (ужас-ужас!!!) продажи красного вина упали на треть! Это при том, что из 7 миллиардов жителей 6 милилардов превратились в зомби, а остальной миллиард разделен на уцелевших, где-то столько же возвысившихся, и тех, кого зомби догнали и сожрали целиком. Мертвым красное вино как-то без надобности, можно себе представить, как оставшиеся красненьким бухать начали, если при том, что от силы уцелела десятая часть населения, продажи упали только на треть) Ну и кто им виноград выращивает и красное вино делает и в Москву привозит тоже интересно.

В общем по экономической части у автора прет скорее уже даже не фантастика, а фэнтези. Более того, автор очень смело идет против всех Z-канонов, по которым крупные мегаполисы превращаются в ловушки и филиалы ада буквально за неделю, а выживают удаленные от крупных центров не слишком многочисленные, но хорошо вооруженные анклавы. У него всё наоборот.

Но не будем торопиться обвинять автора в непродуманности и недостаточной достоверности декораций. Мне показалось, что он намеренно пожертвовал экономической составляющей в пользу социальной. Он специально старался создавать мир, в котором обычные граждане, такие как мы, живут так же как и мы, стоят в пробках, ходят в кино и рестораны. И при этом вынуждены на ночь запирать бабушку в комнате, потому что, не дай Бог старушка ночью преставится, поднимется и попытается всех сожрать. Даже детей в школах учат правилам поведения рядом с мертвыми, а общество настолько стало считать это обыденным, что в полицейском участке есть всего лишь одна должность офицера, который выезжает на случаи оживания мертвых и по ситуации - или их отправляет в резервацию за МКАД, или упокаивает путем отсечения головы.

Тут имхо автор все же перегибает палку, помнится когда мы в 90-х перестарались со студенческой вечеринкой и к нам соседи наряд милиции вызывали, так сотрудники втроем в квартиру заходили, и еще четвертый в машине наверняка сидел. И это при том, что их там живьем жрать никто не собирался) А у СВЛ капитан полиции в одиночку в квартиру к мертвецам заходит, угу.

Впрочем не это самое главное. Важно то, что в сознании людей в мире Z происходит сдвиг - смерти нет. Можно умереть, ожить, пошарахаться в поисках человечинки, а потом возвыситься. Возвысившихся называют кваZи - вероятно от термина квази-жизнь (как-бы жизнь). Кваzи - это ожившие мертвецы, которые заново обрели разум и вместе с ним возможность спокойно себе жить, общаться и сосуществовать рядом с живыми. Как последнее вообще могло произойти - вопрос отдельный и наверное на целую книгу, которую автор может быть еще напишет, если эта будет хорошо продаваться.

Так или иначе, в этом мире, разумные мертвецы-кваzи живут рядом с живыми и спокойно себе пользуются всеми благами цивилизации. Ходят в те же кино и рестораны, только вегетарианские, потому что мяса больше кушать не могут, наелись уже) Они намного быстрее и сильнее живых, почти бессмертны, легко заживляют самые тяжелые травмы - в общем почти что серенькие такие терминаторы. Но - в отличие от людей они не способны на чувства и в своих поступках руководствуются не моралью основанной на базисе "хорошо - плохо", а скорее логикой "правильно - не правильно". И как следствие, они не любят, не мечтают, не фантазируют, ограничиваются специализацией. Дети-кваzи никогда не станут взрослыми и ничего не изобретут, они будут думать только об играх. Полицейский-кваzи будет отлично ловить преступников, но никогда не напишет детектив.

Чтобы обычный тупой зомби возвысился и стал кваzи, ему нужно сделать то, что почти каждый день делают у нас тетки в бухгалтерии - кому-нибудь наживую отъесть кусочек мозга. Разве что только тетки делают это в фигуральном смысле слова, а зомби - в буквальном. Власти скрывают это в общем-то очевидное обстоятельство от граждан, чтобы они не начали чувствовать себя рядом с кваzи слишком неуютно.

Но эта проблема не главная в мире Z - хуже то, что между людьми и кваzи назревают серьезные противоречия. И среди тех и среди других хватает людей (и кваzи), которых не устраивает сложившийся статус-кво. И планы по его изменению чудовищны даже для мира, в котором уже произошел зомби-апокалипсис. Обычному полицейскому капитану - дознавателю смертных дел Денису предстоит встрять во все эти заморочки. Дело осложняется тем, что Денис мягко говоря недолюбливает и зомби и кваzи, а ему в напарники дали кваzи-полицейского, который тоже себе на уме...

  • 1
Хитро. :))) Вообще к Лукьяненко давно поостыл, хотя старые вещи нравились.

У него есть очень удачные, есть не очень... Имхо эту книгу стоит почитать, он старался, хотя по-моему не сказать, что он в ней выше себя прыгнул)

Но за наколочку спасибо. :)

Всегда пожалуйста)

От это закручено о_О

Дааа, это не Круз, у которого смысл всей книги - "Герою нужно проехать из пункта А в пункт Б а между делом пострелять и прибарахлиться", тут целый мир продумывался. Там даже Z-религия с кваzи-батюшками имеется, специнтернаты для стариков и много чего еще. Автор широко размахнулся)

Развёрнуто, однако.

Вообще мне кажется, что в таком вот обществе запирать будут не бабушек по углам, а все будут делать себе отдельные пенальчики дома и проводить по утрам переклички.

Ну, как вижу, Лукьяненко сумел достаточно сильно выстрелить и задать свою планку в теме про Z.

(Сужу по рецензии, сам не читал).

Я сам не ожидал что столько букв выйдет, но тема оказалась такая... нажористая)

СВЛ сразу писал не боевик и поэтому планку поднимал выше обычного зомби-апокалиптического пыщ-пыщ и ням-ням. Видно, что старался и заморачивался.

Я об этом и говорю. На Западе тоже если что приличное, так социалки там хватает. Хотя всё равно (если судить по киношным версиям) склонны даже социальник в боёвку утаскивать.

Дима, какой ты знатный литературный критик, оказывается. Но смотри, статусные писатели, да еще пребывающие в топе ЖЖ, люди эмоциональные - усмотрит недокомплиментарность, и запросто последует нечто вроде маленького выброса исландского гейзера:)

А еще нам на курсах английского языка рассказывали байку про критика и короля, который счел себя большим поэтом и стал писать стихи. Попались они некоему критику, и он честно написал о них совсем не комплиментарную статью. Король разобиделся и тут же посадил критика в тюрьму - тогда это, наверное, было вместо бана в социальных сетях. Некоторое время спустя лорды объяснили королю, что так обращаться с творческой интеллигенцией негоже, а поэму лучше бы переписать - глядишь, получится, а критик хвалебную статью автоматом напишет. Послушался король лордов, выпустил критика, переписал и заново отредактировал поэму. Пригласил он критика, дал ему поэму и, затаив дыхание, спросил, мол, ну как?
А критик вздохнул и ответил:
-Ваше Величество, посадите меня, пожалуйста, обратно в тюрьму!

Бгг, я у Лукьяненко и так уже дважды забанен) Но правда не за литературную критику)

Даже вспомнил за что именно - за недовосторженное восприятие патриотических проповедей из Италии, правильно?:)

Что-то вроде того, да)

Как ни странно, выжила не провинция, а Москва, отгородившись по МКАДу бетонными заборами, вышками и колючей проволокой от озамбевших замкадышей))

Возможно, у Лукьяненко злачные пажити только в столицах, а всё остальное пространство — мёртвая зона :) А у дорог книгокрады с торрентами стоят! Недаром в книге сибирский караван словно из каменного века прибыл: а мы все компьютеры и телефоны поломали, думали, зараза по ним передаётся.

Власти скрывают это в общем-то очевидное обстоятельство от граждан, чтобы они не начали чувствовать себя рядом с кваzи слишком неуютно.

Не думаю. Они и так знают, что квази кушали человеческую плоть. Так что факт мозгоедства едва ли кого-то удивит. А вот как условие для обращения в квази эта новость пошатнёт общество. Оно мгновенно расколется на тех, кто захочет убить всех зомби, и тех, кто захочет обрести вечную жизнь невзирая на издержки.
В последней книге (всего планируется две, считает Л.) автор, полагаю, попытается сымитировать такой социальный раскол a la либералы и консерваторы, но затем благополучно изобретёт панацею, благодаря которой и квази смогут видеть сны, и умершим не придётся лакомиться маленькими серыми клеточками ближнего. :)

Edited at 2016-08-16 09:15 pm (UTC)

За МКАДом жизни нет :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account