?

Log in

No account? Create an account
ком

zhizd


Для неслужебного пользования


Previous Entry Share Next Entry
Про кооперацию 80-х
В тапки
zhizd
Интересный текст на глаза попался, от успешного кооператора, ставшего успешным предпринимателем и вроде бы даже долларовым миллионером. Про то как пришел к успеху и про то, кто виноват в развале Советского Союза
via marss2


Шутливый взгляд со стороны реальной экономики...

Шел, кажется, 1987 год...
Копперативы неожиданно стали легальны!
Рынок - пустой как барабан.
Кучка людей, которые шили шмотки по квартирам, решили объединиться в кооператив и работать "как на нормальном производстве".
Втесался туда и я.
[Spoiler (click to open)]

Ну, среди программеров, наладчиков, инженеров, электромонтажников - нормальная же тема, шмотки пошить, верно?
Придумали название и логотип.
Выбрали председателя.
Сняли... пустующий швейный цех (комнату квадратов на 40) прямо в центре Екатеринбурга (окна на Пассаж, кто понимает местные реалии).

Да - реально пустующий, т.к. работать действующему швейному предприятию не хочется и неможется.
Своими силами сварганили ленту столов для "конвеера", склеили и обтянули линолеумом стол для раскроя, притащили из квартир собранные из списанного металлолома швейные машинки - 26 класс, 22, 97... ну, в общем это пустые детали.
Хотя... кажется, моя машинка все еще где-то стоит у знакомых.
Надо бы фотку не забыть сделать.

Купили ткань.
В магазине.
Ну реально - выбрали плащевочку, подкладик... как ни странно, ткани тогда в наличии кое-какие были.
Хоть выбор жалкий, хоть качество изрядное дерьмо, но лучше чем ничего.
Под тряпку разработали модель - срисовали из каталога ОТТО.
Женская осенне-весенняя курточка, обычная, в поясочек.
Ничего такого удивительного.

Расписали пошив по операциям, время отнормировали в деньгах.
И... сели шить.
Шили, шили... работницы швейной фабрики бегали с шальными глазами - "ой, девоньки, они тут шьют чегой-то", да как много, мы столько за год не шьем. :-)
Впрочем, директорату фабрики было глубоко плевать, а девонек местных в тесном интеллигентном коллективе никто не хотел видеть ни под каким видом.
Ну, шили месяц, шили два, шили три...
Шили так, что челноки дымились. :-)
У меня (как самого здорового) была физически тяжелая операция - вшивать в пояса резинки... а точнее, медицинский бинт.
Продукцию сдавали без придумок, рядом, в центральный же пассаж.
Разлетались курточки как горячие пирожки - т.к. таскали в торговлю каждый день все что сшивали, и еще не хватало...

Пошли деньги.
Оу, нормальные такие деньги!
Совсем не как на заводе или НИИ. :-)
Плеер японский, видик, телевизор...
А дальше... дальше как обычно, все разосрались, и начали делить имущество и деньги.
И был следующий кооператив, и было ооо, и не одно, и еще много чего было забавного, интересного и просто смертельно опасного... но это уже совсем другая история.

Вопрос.
Какой такой пенис мешал существующей швейке работать?!
У них было все нужное.
Помещение.
Оборудование.
Трудовой коллектив.
Налаженные поставки и сбыт. Им никто не мешал.

Но... вся эта советская швейка сдохла быстро, бессмысленно и глупо.

Точно так же, как сдох СССР. Как сдохло 95% заводов и фабрик.

Кто в этом виноват?
Гайдар?
Рептилоиды?
Либералы?
НАТО?
Америка?
Африканские студенты?
Или вот эти самые "простые советские люди" (тм), которые просто не хотели и не умели работать на реальную потребность, для реальных людей?!

Когда мне сейчас начинают рассказывать, как проклятые демократы и либералы развалили лучший в мире СССР - реально душит смех (с).

Нет, черт побери! Нет!
Не демократы и либералы виноваты!
Совок развалили СОВКИ!
Совки - коммунисты в тесном союзе с совками - беспартийными.
Своими руками и головами.

А теперь, ближе к пенсии или уже на пенсии... они же пытаются найти виноватых.


Имхо по этому поводу:

Практически все кооперативы конца 80-х были по сути разрешенными цеховиками. Т.е. работали на базе и материальной части уже существующих советских предприятий, а иногда и сырье с расходниками получая от них же, благодаря невероятному по современным меркам уровню коррупции. Их экономический успех был основан исключительно на этом обстоятельстве плюс отсутствие нормальной рыночной конкуренции. По сути они были паразитами на теле и без того больной советской экономики. Единственный плюс от них, что они в какой-то мере решали проблему дефицита для населения, но минусы, с макроэкономической точки зрения сильно перевешивали.
[Spoiler (click to open)]

Именно поэтому кооператорское движение не только не спасло экономику СССР, но напротив, добило. И именно поэтому естественным конечным результатом кооператорской деятельности было "разосрались и разбежались". Не развитие, казалось бы, очень прибыльного и успешного производства (наверное нет современных предприятий, выросших из кооперативов 80-х, так же, как например Apple выросло из гаража Гордона Френча). Это происходило вовсе не потому что "успешным предпринимателям" надоедали "оу какие деньги" или они теряли способность их делить. Просто заканчивалась "кормовая база" в виде совкового предприятия, на которое перекладывались производственные расходы, и продукция резко теряла прибыльность. В результате успешным бизнесменам приходилось либо искать новую кормушку для раздербанивания, либо переквалифицироваться в таксисты.

Отсюда кстати и ответ на вопрос, что мешало простым советским работягам делать так же, как и кооператоры 80-х. Он на самом деле не сложен - далеко не каждым людям получается превратиться в успешных глистов. Иногда воспитание мешает, иногда отсутствие специфичного гена "предпринимателя".

  • 1
Ну не все - основанный в конце 80-х моими приятелями кооператив "Транзас" превратился в известно что :)

Но там изначально делали классический IT-стартап с ориентацией на западный рынок, хотя и местным гос- и около заказом не брезговали.

Edited at 2018-09-09 08:13 am (UTC)

В 1990-м году вроде википедия подсказывает. Но не буду придираться - везде есть исключения, подтверждающие правило. Предположу, что они будут там, где предприятию удалось занять очень специфическую нишу - например IT, высокие технологии или что-нибудь связанное с энергоносителями. Не просто куртки или трусы шили, в общем.

Edited at 2018-09-09 08:18 am (UTC)

Раньше по факту. Но они действительно просто сделали продукт на конкретный мировой рынок зная что там надо и в какую именно нишу они собираются влезть. И зная как будут продавать.

Собственно просто демпнгнули на рынке навигационных и картографических систем с прицелом на малые суда, которые "фирму" позволить не могут по деньгам, но что-то все-таки иметь желательно.

Да даже - если не брать технические детали.
Сколько их начинающих предпринимателей в лесу прикопано (образно говоря) ибо лишняя конкуренция никому не нужна, если рынок один.

Главное что мешало - было 70 лет совсем другой идеологии - и мягко говоря если ты был инженер или там конструктор на оборонке - то как бы торговля и вот это все всегда считалась делом низкоквалифицированным и жуликовато постыдным. По сути.

Я прекрасно помню из детства что у меня в семье о Плехановском институте говорили - что мол ничему не учат, и готовят продавцов.
Сейчас с удивлением узнаю - что это ведущий экономический ВУЗ.

Собственно у Явлинского - как его не пинают - была правильная идея про то что ваучеры должны быть именные. Да и с именными бы произошла концентрация капитала - но в процессе граждане хотя бы поняли какие то начальные правила игры, боле менее на цивилизованном уровне, а не на уровне провода со столбов резать на металлолом.

А так то откуда было взяться предпринимателем с нормальными повадками. Это как домашнего ребенка выпустить в стаю детей прошедших колонию для несовершеннолетних - и сказать, ну у него же есть шанс. Сам виноват- что не пробился в авторитеты.

Предпринимательская жилка вообще бывает у одного человека на десяток, а серьезного успеха добивается один на сотню. Просто в конце 80-х была наивная убежденность в то, что это только государство мешает всем стать миллионерами, помноженная на кризис, необходимость поиска заработка, отсутствие стартового капитала и наличие возможности его приобрести незаконными способами.
Нет, государство тогда конечно тоже мешало, но свобода отнюдь не освобождает от ответственности.

И как мне кажется, "цивилизованный капитализм" нельзя построить так же, как пытались строить "развитый социализм", путем перевоспитания и обучения населения. Бесполезно это. Точно так же, как дети набивают шишки, дерутся в детском саду, учатся в школе не только чистописанию, но и отношениями с понятиями - таки в новой экономической формации, до всего этого общество должно было дорасти самостоятельно. Путем естественного отбора как тех, кто "не вписался в рынок", так и тех, кто слишком уж отморозился в него вписываясь.

В Китае по факту - вполне себе сейчас капитализм. И без развала страны и мутных времен как то удалось.

Я вообще честно говоря никаких кооперативов в конце 80-х не помню. Чтоб там чего то у них моя семья покупала и они чего там возмещали.

Как выкинули родителей с боронки - так и начался рынок для меня.

Капитализм понятие оно вообще такое расплывчатое.

В Японии во система пожизненного найма цветет и пахнет. Что вроде бы супротив всех правил о рынке рабочей силы по классике.

как бы торговля и вот это все всегда считалась делом низкоквалифицированным и жуликовато постыдным

Ага, считалось. Поэтому детей пугали "инженером будешь", а иметь в СССР знакомого завмага было круче, чем в странах, сохранивших сословные привилегии, иметь знакомого графа.

(пожимая плечами) ну тут ведь у кого в семье как.
Может в ваших кругах и считалось престижным рубщиком мяса быть.
Хотя они по слухам тоже не бедствовали.

А у меня среди знакомых нет. Всякие там МГИМО или высшие школы КГБ(или как там оно называлось) если уж отвлечься от науки и техники =- да считалось супер крутым.
А торгаши не котировались.

Ну вы же вообще у нас идейный борец с СССР - поэтому хрен его знает что в вашем кругу престижным было.

У вас и Украина сегодняшняя цветет и процветает. Свой - особенный мир. Короче.

А в технические институты первого десятка тогда один самых больших конкурсов был (если не считать всякие МГИМО и т.д).

Edited at 2018-09-09 09:25 pm (UTC)

Ad hominem - не лучший полемический приём, уверяю вас.

Какой нахрен полемический прием. Пишу то что думаю.

Потому как я прекрасно помню как я прикидывал куда потяну - куда не потяну поступить еще за несколько лет до окончания школы - и в какой ВУЗ какие конкурсы были.

Потом ясен пень все смешалось. Я сам в срочном порядке второе экономическое образование к техническому получал.

Это при всем том - что я вовсе не считаю СССР раем. Так для ясности.
Но конкурс в технические Вузы - повторюсь - был большой.
А на какой нибудь мех мат - вообще люди давились.

Edited at 2018-09-09 09:32 pm (UTC)

Так, справедливости ради: по рассказам в моей семье, инженер - это было круто, торгаши - отстой. Да, при этом получали немного и стояли в очередях. Но на ценностном уровне торгаши были очень сомнительными и мутными личностями и, по-прежнему, не котируются (старшим поколением).

Цех кооператив то же, маленькое кустарное производство, как попер импорт из Турции, Индии, Китая посредством челноков цены упали и производить микропартии стало невыгодно. Я так думаю.

Да, все верно, обычной рыночной конкуренции они не выдержали.

  • 1