Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

О критике покойного Патриарха

Смерть Алексия II, как и любое другое знаковое событие всколыхнуло российское общество, и как обычно в таких случаях бывает, со дна начинает подниматься разнообразная муть, пытающаяся сделать невозможное - доплюнуть таки напоследок в покойного патриарха, ну или хотя бы в этой тщетной попытке погромче пёрнуть в прыжке. За выходные начитался довольно много разнообразного креатива в этой области, начиная от бреда "был женат и косил от армии" и заканчивая более серьезными и оригинально сформулированными упреками. Доходило даже до такого жанра как кибермолитва, обращенная к Богу (с включенными комментами, вдруг ответит, ага)) и оформленная в классическом стиле наброса говна на вентилятор. При этом критика объединила до того, казалось бы необъединимые категории граждан: ультрапатриоты оказались в одних рядах с попами-раскольниками, предъявы делались, разумеется разные, хотя временами даже в них попы и патриоты оказывались едины.

Бог наверное и без нас разберется, отделит грехи Патриарха от его заслуг и воздаст ему причитающееся. И все-таки, мирского интереса ради, попробую еще раз перечислить основные моменты, которые ставятся в упрек покойному.

Однако, прежде чем заниматься разбором полетов, давайте вспомним, что же представляло из себя государство, церковь и общество 18 лет тому назад, когда Алексей Ридигер вступил на патриарший престол.
В начале 90-х общество находилось в состоянии ступора, коммунистическая идеология уже упала ниже плинтуса, а религия там уже давно, еще с 20-х годов находилась. Свято место оказалось пусто и стало с поразительной быстротой заполняться шарлатанами всех мастей и толков, по телевизору "лечил" Кашпировский, заряжал воду Чумак, откуда-то повылазили масса всяких гуру и учителей, с запада полезли протестантские секты, вовсю стало разворачиваться движение "Белого братства" и офигевшие родители мотались по всей России, разыскивая своих чад, пока их не оттрахали или не сожгли во славу неизвестно чего.

С падением коммунистической идеологии внезапно выяснилось, что у людей нет совершенно никакого религиозного образования и воспитания, которое могло бы послужить прививкой против мошенников и сектантов, они в значительной своей массе оказались совершенно беззащитным против любой пурги. В духовном и физическом смыслах народ бедствовал. Как правильно где-то было сказано, по большому счету ему предстояло вновь обрести веру.

На верхах тем временем делили власть. В 91-м демократы разобрались с коммунистами, в 93-м победившие, как это часто бывает, еще раз разобрались между собой. Регионы тем временем понемногу расползались, существовала реальная угроза распада страны на мелкие лоскутки, а за этой перспективой уже маячил призрак гражданской войны.

Алексия сейчас упрекают, что он не выступил с осуждением Ельцина. Если вдуматься, а стало бы кому-нибудь лучше, если бы еще и Церковь начала мутить воду и подливать масла в огонь? Вместо этого, политика Патриарха была направлена не только на восстановление Церкви, но и на консолидацию общества, которое политики норовили растащить по баррикадам. Когда общество балансировало над пропастью гражданской войны, может быть именно очень взвешенная позиция церкви не позволила ему туда свалиться. И кто знает, чтобы случилось бы, если церковь напротив, начала заниматься деструктивной деятельностью.
Не просто заслугой, а огромным подвигом Патриарха является то, что Церковь стала костылем, на который одновременно смогли опереться и власть и общество в самый тяжелый для России период и относительно благополучно преодолеть политический и идеологический кризисы. При этом Церковь стала значимым институтом российского общества, приобрела в нем огромное влияние. Были построены тысячи храмов и монастырей, открыто более сотни учебных заведений и т.д.

Все это конечно не прошло для Церкви даром и поспособствало в значительной степени политизации РПЦ, что впоследствии послужило причиной недавних кризисов - разборок с Диомидом, попыток Ющенко воспользоваться межцерковными разногласиями для вытеснения РПЦ с Украины. И все это может быть поставлено в укор Алексию II. При тщательном рассмотрении много найдется небесспорных моментов, та же канонизация Николая II, вокруг которой было поломано немало копий.
Но мало кто пытается обдумать закономерный вопрос - а кто-либо другой на его месте смог бы приготовить яичницу, не разбив ни одного яйца? Не превратив церковь в убогую малоизвестную секту, затертую массой конкурентов или же не помочь политикам загнать страну в такую жопу, по сравнению с которой период Ельцинского правления мог бы показаться раем. Цыплят считают по осени, и вот она, осень Патриарха - перед нами. Россия 2008 года, даже в условиях мирового кризиса, по сравнению с Россией 1991-го - это небо и земля.

Вторым по значению упреком, которым швырятся в Алексия религиозные оппонтенты, являются упреки в экуменизме и сергианстве. Дескать он наследник советской системы, якшался с коммунистами и все-такое. Ну давайте не терять здравого смысла, все кто жил в Советском Союзе, кроме может быть, пацентов психбольниц, так или иначе участвовали в жизни советской системы. Все мы (или наши родители) были коммунистами и комсомольцами. Не могла и церковь обойтись без общения с властями. Ладно бы, от западных потомков эмигрантов такие упреки поступали бы, но от местных пионэров...
Что касается экуменизма (межцерковного диалога) - то это нормальная и вменяемая позиция человека, осознающего что Россия является многоконфессиональным государством. Возможно, какой-нибудь сельский попик и может позволить себе плеваться в сторону муллы или раввина (если найдет их, конечно), но Патриарх искал пути преодоления межрелигиозной розни и их нормального цивилизованного сосуществования. Объявить это грехом может только у самых закоренелых мракобесов язык повернуться. Или у националистических демагогов, в этом они с попами-мракобесами неожиданно оказались едины.

На этом фоне упрек о том, что Патриарх жил в роскоши выглядит совсем уж смешно. У него нет мирских наследников, все что у него было принадлежит и осталось принадлежать Церкви, никаких богатств он не нажил и по наследству не передал. Будьте спокойны, в компанию к Маше Гайдар и Ксюше Собчак никакой Даши Ридигер не прибавится. А уж то, что не ездил в раздрыганной Волге, ну так Noblesse Oblige. Кто-то помнится возмущался, что и президент на слишком шикарном самолете летает. Уж в этом отношении патриарх безгрешен, это скорее его обвинители в грех нищебродства впадают. Он конечно не смертельный, но красивого в нем тоже ничего нет.
Единственное, о чем не могу твердо сказать - это о привилегии беспошлинной торговли для церкви. Что там было, чем торговали, в каких масштабах и насколько все это оправданно - многие говорят, но мало кто знает, о чем говорит. Поэтому не буду уподобляться. Был там грех или не был - Бог теперь разберется, он все видит.

Не буду в противовес перечислять заслуги Патриарха, о некоторых уже мимоходом сказал, а другие увеличат пост еще раза в три, он и так весьма громоздким получился. Обо всем этом можно почитать на сайтах, например здесь: http://www.lenta.ru/articles/2008/12/05/patriarch/

Понятно, что единого мнения касательно религии вообще и деятельности РПЦ в частности в обществе еще нет, и неизвестно когда оно будет. Время все расставит по своим местам. Так или иначе, патриарх Алексий II является крупной исторической фигурой, сыгравшей значительную роль в истории современной России и для развития православной Церкви. И роль несоизмеримо положительную. А самым рьяным самоназначенным судьям, кто-то уже ответил в комментариях библейской цитатой: "Не судите и не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким и вас судить будут".

80.54 КБ

Tags: Политика, Религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments