?

Log in

No account? Create an account
ком

zhizd


Для неслужебного пользования


Previous Entry Share Flag Next Entry
19 марта - столетие подводных сил России
ком
zhizd
В 1994-1995 годах мне довелось служить срочную в Скалистом (он же Гаджиево), на крупной военно-морской базе АПЛ. Честно сказать, подводник я не совсем настоящий, на лодках бывать приходилось, но выходить на них в море и тем более погружаться - нет. Зато довелось пообщаться с настоящими подводниками, офицерами и мичманами, отслужившими на железе столько лет, сколько я тогда даже еще не прожил. Я рад, что судьба свела меня с такими людьми. С праздником их всех, их родных и близких.

Об особенностях службы моряков-подводников ярче всего рассказал Александр Покровский, автор сценария известного фильма "72 метра", сам в прошлом подводник:

...Я все еще помню, что атомные лодки могут ходить под водой по сто двадцать суток, могут и больше - лишь бы еды хватило, а если рефрижераторы отказали, то сначала нужно есть одно только мясо – огромными кусками на первое, второе и третье, предварительно замочив его на сутки в горчице, а потом - консервы, из них можно долго продержаться, а затем в ход пойдут крупы и сухари - дотянуть до берега можно, а потом можно прийти - сутки-двое на погрузку - и опять уйти на столько же.
Я помню свой отсек и все то оборудование, что в нем расположено

закрою глаза - вот оно передо мной стоит, и все остальные отсеки я тоже хорошо помню. Могу даже мысленно по ним путешествовать. Помню, где и какие идут трубопроводы, где расположены люки,
лазы, выгородки, переборочные двери. Знаю, сколько до них шагов, если зажмурившись, затаив дыхание, в дыму, наощупь отправиться от одной переборочнойдвери до другой.
Я помню, как трещит корпус при срочном погружении и как он трещит, когда лодка проваливается на глубину; когда она идет вниз камнем, тогда невозможно открыть дверь боевого поста, потому что корпус сдавило на глубине и дверь обжало по периметру. Такое может быть и при "заклинке больших кормовых рулей на погружение". Тогда лодка устремляется носом вниз, и на глубине может ее раздавить, тогда почти никто ничего не успевает сделать, а в центральном кричат:
"Пузырь в нос! Самый полный назад!" - и тот, кто не удержался на ногах, летит головой в переборку вперемешку с ящиками зипа.
Я помню, что максимальный дифферент - 30 градусов и как лодка при этом зависает, и у всех глаза лезут на лоб и до аналов все мокрое, а в легких нет воздуха, и тишина такая, что за бортом слышно, как переливается вода в легком корпусе, а потом лодка вздрагивает и "отходит", и ты "отходишь" вместе с лодкой, а внутри у тебя словно отпустила струна, и ноги уже не те – не держат, и садишься на что-нибудь и сидишь - рукой не шевельнуть, а потом на тебя нападает веселье, и ты смеешься, смеешься...
Я знаю, что через каждые полчаса вахтенный должен обойти отсек и доложить в центральный; знаю, что если что-то стряслось, то нельзя из отсека никуда бежать, надо остаться в нем, задраить переборочную дверь и бороться за живучесть, а если это "что-то" в отсеке у соседей и они выскакивают к тебе кто в чем, безумные, трясущиеся, то твоя святая обязанность - загнать всех их обратно пинками, задраить дверь на кремальеру и закрыть ее на болт - пусть воюют.
И еще я знаю, что лодки гибнут порой от копеечного возгорания, когда чуть только полыхнуло, замешкались - и уже все горит, и из центрального дают в отсек огнегаситель, да перепутали и не в тот отсек, и люди там травятся, а в тот, где горит, дают воздух высокого давления, конечно же тоже по ошибке, и давятся почему-то топливные цистерны, и полыхает уже, как в мартене, и люди - надо же, живы еще - бегут, их уже не сдержать; и падает вокруг что-то, падает, трещит, взрывается, рушится, сметается, и огненные вихри несутся по подволоку, и человек, как соломинка, вспыхивает с треском, и вот уже выгорели сальники какого-нибудь размагничивающего устройства, и отсек заполняется водой, и по трубопроводам вентиляции и еще черт его знает по чему заполняется водой соседний отсек, а в центральном все еще дифферентуют лодку, все дифферентуют и никак не могут отдифферентовать...


39,75 КБ
«К-8» - одна из самых первых советских атомных подводных лодок водоизмещением 4100 тонн, затонула 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках, погибли 52 человека.

29,49 КБ
«К-27» водоизмещением 4400 тонн, была затоплена после радиационной аварии в сентябре 1981 года в районе Новой Земли.

27,33 КБ
«К-219» - один из первых ракетных подводных стратегических крейсеров водоизмещением 9300 тонн, затонул 6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в результате взрыва ракеты в шахте, погибли четыре человека. На борту находилось 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками. Фотография сделана во время борьбы за живучесть РПКСН, отчетливо видна развороченная ракетная шахта.

31,87 КБ
7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара под водой и всплытия затонула АПЛ К-278 (пр.685 класса "Майк" - "Комсомолец"), погибло 42 человека.

18,98 КБ
12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «К-141» - «Курск», погибли все находящиеся на борту 118 человек. Позднее лодка была поднята и отбуксирована в док для проведения расследования и утилизации.

29,06 КБ
К-159 (тот же проект, что и К-8) затонула 30 августа 2003 года при буксировке с военно-морской базы в Гремихе, в Мурманской области, в пункт утилизации на Кольском полуострове. На борту подлодки находились 10 членов экипажа, девять из которых погибли. На фото - за 2 дня до трагедии, К-159 выходит в свой последний поход.

И еще...
http://submarine.id.ru/memory.shtml
Tags:


  • 1
Спасибо. Отлично написал.

  • 1