Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Category:

Церковное. О неверии и недоверии.

Почитал одну из глав новой книги Кураева о видах неверия и проблемах миссионерства. Достаточно любопытным текст показался, вот самое интересное оттуда:

ВИДЫ НЕВЕРИЯ

1. Прежде всего надо помнить, что бывает неверие от Бога.
Как некогда Он ожесточил сердце фараона. Как некогда не дал Он благодатного просветления распинателям Христа, которые оттого и не ведали, что творят. Если вера – следствие благодати, то, значит неверие – следствие того, что Господь не протянул Свое действие именно к этому сердцу.
Поэтому невер не виноват перед нами. Он может быть даже невиновен в своем неверии перед Богом. У Бога может быть Свой замысел об этом невере. И благодать ждет этого человека на другом, не-сегодняшнем повороте его жизненного пути.

2. Есть неверие от позитивного переживания своей, не-христианской веры (в том числе и веры светского гуманизма). Человек чувствует себя органично в своем мире. И этот мир может и в самом деле быть хорош и для него, и для тех, кто живет рядом с ним.

3. Есть неверие на грани нравственной вменяемости. Человек знает, что его мировоззрение больно, что его уклад жизни несовершенен. Он знает, что христианская перестройка потребует от него рывка, сверхусилия. Он не верит не в христианство, а в себя. Он боится, что рывок разрушит его пусть и болезненный, но все же устоявшийся и обжитой «гомеостаз» (у системно и хронически больных людей свой гомеостаз – своя привычка организма все же работать в сложившихся условиях: попытка лечить одну из болячек может обрушить всю систему)

А бывают греховные неверия.

4. Бывает неверие от гордыни: «я не допущу, чтоб надо мной кто-то был!».

5. Бывает неверие от греховного отупения. Человек настолько отождествил себя плотскими мелким «радостями», что и сам себя с гордостью именует - «самэц!».
И вот помочь человеку познать правду о себе - тоже задача миссионера.

6. Есть неверие от нежелания покаяния. Человек ощущает неправду своей жизни, но еще слишком ее любит. И боится сделать себя подверженным серьезной перемене. Поэтому предпочитает даже не замечать выбор.

7. Есть неверы, вполне сознательно разрезавшие свою жизнь. Теоретически они знают, что Бог есть. Но сознательно не разрешают себе додумать это до конца, потому что хотят прожить жизнь по атеистически, без допуска понятия «грех» в свой лексикон и не подставляя себя под суд евангельских заповедей. Их кредо звучит так: вот доживу до пенсии, тогда и вспомню о Боге, а пока буду жить как живется!».

8. Есть неверие от горя. Что делать с плачущими? – Плакать вместе с ними», - советовал в таких случаях о. Александр Ельчанинов.

9. Есть неверие, которое тяготится собою. «Бога, к сожалению, нет». Это самоощущение Пушкина в годы кишиневской ссылки. «Ум жаждет Божества, а сердце не находит». Мир такого невера добротен с его точки зрения, но недостаточен. Ему хотелось бы обрести веру, но он не видит путей к ней.

10. Есть неверие, которое знает, что Бога нет. Это опыт отсутствия Бога. Отсутствие опыта не надо путать с опытом отсутствия. Тут именно опыт, ощущение пустоты. Тошноты. Заброшенности. Это мир Сартра и Камю. Мир такого невера катастрофичен, но он не видит путей спасения из облепившей его пустоты.

11. Есть неверие от лени, от бескультурья, от неумения логически мыслить. Например, Им Бог нужен, а Церковь – нет. Вот тут мы и должны пояснить, что связь Бога и Церкви органична.

12. Есть неверие от незнания. Человек искренне и совестно и умно поверил неправде о Церкви или глянувшейся ему правде другой веры. В его кругозор просто не попали добрые изложения веры православной. Он не знал, что то, что он осудил в жизни Церкви, и сама Церковь осуждает, а отнюдь не предписывает и даже не терпит (а в иных случаях это может оказаться и просто прямой, фактической неправдой). Он не знал, что то, что любо ему в иной вере, есть и в православии, причем в большей полноте.

13. И есть неверие из-за нас.
В Евангелии есть удивительная история о слепорожденном, который услышал, что в Палестине появился целитель по имени Иисус. У него не было шансов встретиться с Ним, потому что он был слеп и прикован к одному месту. Но однажды, сидя у дороги и собирая милостыню, он понял, что мимо него проходит тот самый Иисус. И закричал: «Иисусе! Помилуй меня!». А вот те, кто шел вместе со Христом, т.е первые христиане зашикали: не отвлекай, не мешай… Именно это слишком часто происходит в нашей церковной жизни: когда люди, которые раньше стали христианами, обвыкли в своей вере, поскучнели и стали не помощью, а скорее препятствием для христианизации других людей.

http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=244615.0
-----------------------------------------------------------------------------------

Проанализировал собственные ощущения, что-то среднее между 3, 6 и 9 пунктами. Плюс 13-й само-собой.

Написал там комментарий:
"Имхо, одной из больших проблем миссионерства является несовершенство самой Церкви, а точнее людей в ней. Не единожды приходилось наблюдать теологические споры в интернете с переходом на мат и анафемы, с выяснением кто жид, а кто не жид; не единожды приходилось читать про священников, то покрестившего голубых, то задавившего человека, и скрывшегося с места преступления, то вообще про педофила и насильника. Это ведь тоже своего рода "миссионерская деятельность", только с обратным знаком. И очень действенная, не только потому что мгновенно разносится СМИ, но еще и потому, что каждый такой случай действительно вопиющ. Как можно идти к Богу, когда между мной и им стоят такие люди?!"

Комментарий не провисел и десяти минут, тут же удалили. Это еще одна причина моего, даже не неверия, а недоверия - мне слишком не нравятся чрезмерно воцерковленные люди, занимающиеся миссонерством с помощью модерации неудобных вопросов.
Tags: Религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments