?

Log in

No account? Create an account
ком

zhizd


Для неслужебного пользования


Previous Entry Share Next Entry
Сознательная жертвенность
ком
zhizd
Подумалось тут, что несмотря на то, что Церковь и общество резко осуждают самоубийства, одновременно с этим общественная мораль одобряет то, что можно назвать "Сознательной жертвенностью". Убиться просто так - западло, а вот убиться уронив себя вместе с самолетом на голову врагам, закрыв грудью вражескую амбразуру, или, если вспомнить Сусанина, заведя ляхов в такую глухомань, откуда они сами не могут выбраться. Для священников тоже есть своя жертва, они приносят себя в жертву Богу, отказываясь от плотских удовольствий и даже потомства, то есть опять же, сознательно идут против природных инстинктов.

И одновременно с этим общество без особенного пиетета, а иногда и с откровенным презрением относится к тем, кто слишком уж сильно цепляется за жизнь, вымаливая у врачей-палачей-Бога еще один временной отрезок бытия. Хотя казалось бы, с точки зрения природы-матушки это как раз именно то, что и должен делать любой живой организм, с ее точки зрения кто дольше прожил и оставил больше потомства, тот и прав. Конечно, инстинктивная жертвенность встречается и в природе, скажем волчица может броситься в самоубийственную атаку, отводя опасность от волчат в своем логове, но вот сознательная жертвенность ради абстрактных идеалов, идущая вразрез с природными инстинктами, присуща исключительно человеку.

Конечно же, она не исключает инстинктов, желания жить получше и подольше, но те, кто могут их преодолевать, считаются героями, а те кто не могут... В лучшем случае они вызывают жалость, в худшем случае презрение, хотя поведение их более чем естественно. У нас убившийся в 20 лет легко может быть героем, а доживший до ста лет - вовсе нет, хотя последнее наверняка будет намного сложнее первого.

Вот эта самая сознательная жертвенность является одним из важных качеств, отличающих человека от животных и поднимающих его над животным миром. И вместе с тем его проклятием, заставляющим самых лучших представителей человечества убиваться еще в юном возрасте, тем самым вычеркивая себя из эволюционной цепочки, а самые хитрые и беспринципные особи вдобавок ухитряются использовать его как один из политических рычагов для управления обществом, как это было в 30-60-х годах в Союзе.


  • 1
Проблема в том, что это как раз неестественно - выбиваться из средней массы. Как можно заметить по людям искусства - в остальных сферах кстати возможно тоже самое, просто что знаю про то и скажу - все самые выдающиеся деятели, поэты, актеры, музыканты - ушли молодыми. Молодыми и трагически и отнюдь не все через самоубийство, их убивали случаи, совпадения, трагедии, то есть как будто сам факт существования таких людей - которыми мы сейчас восхищаемся - природе был не нужен. сверкнули и погасли. очень странно на самом деле - с одной стороны - существование великих личностей заставляет более менее вменяемого человека стремиться тоже к лучшему и самосовершенствоваться. они как пример - куда надо стремиться. а с другой - их жизнь как-то безжалостно вымарывает. Непонятен мне сей природный замысел...

Ну, имхо в данном случае дело все-таки в самих личностях, а не в их таланте и тем более в природе. Просто известность голову кружит, если с 20 лет бухать напропалую, употреблять вещества и мотаться с гастролями по всему миру, то к 30 ясное дело ласты склеишь.
Лев Толстой вон до 90 лет дожил, а ведь тоже талантом обделен не был.

повезло))) а так многим при жизни то не досталось славы. Как у Чайфа - Сегодня умрешь, завтра скажу - поэт))

хм. а по мне так умереть за идею - очень достойная смерть. всяко лучше чем от старости или рака.

Edited at 2009-05-18 11:14 am (UTC)

Как там у Высоцкого - "Уж лучше чем от водки и от простуд" )

дадада! лучше)

чёт тебя, камрад, в понедельник торкнуло про жизнь и смерть поразмышлять? ;)

Спина опять разболелась. До отпуска неделя осталась, хот бы дожить бы. И ваапще... :)

понятно... а то я думал, что юбилей скоро какой-нить.
у меня такие мысли пришли, когда 40 стукнуло... с недельку торкало как-то.. потом привык :)

Приступ хондроза по уровню философского воздействия сродни 40-летнему юбилею, бггг)) Все правильно, в нормальном состоянии всякая хрень в голову обычно не лезет.

После такого перехода не могу не съязвить :-)

Анекдот(советских времен)
Сидит Рабинович и размышляет вслух: Ленин, великий человек - умер, Эйнштейн, великий ученый - умер, Жуков, великий полководец - умер. Мда... что-то и я себя плохо чувствую...

Вообще-то оригинал этого "анекдота", фраза, принадлежит Сэмюэлю Клеменсу:
I was sorry to hear my name mentioned as one of the great authors, because they have a sad habit of dying off. Chaucer is dead, so is Milton, so is Shakespeare, and I am not feeling very well myself.
Я сильно расстроился, услышав, что мое имя упоминается в одном ряду с великими авторами, потому что у них была грустная привычка: они умерли. Чосер умер, и Мильтон, и Шекспир, и мне что-то нездоровится.

Мерси. Не знал.
Анекдот я слышал в разных интерпретациях, но про источник слышать не доводилось.

Так часто бывает =)

Православным священникам положено иметь семью, и обычно у них много детей (сколько бог даст) 5-9 например.
А смотрел фильм "Жизнь прекрасна и удивительна"? Нашенский ужастик про уход из жизни самых лучших ;)

Если не ошибаюсь, есть черное духовенство и белое, первые могут стать иерархами и достичь самых высоких постов в Церкви, но семей и детей иметь не могут. Вторые могут быть обычными священниками в церквях и иметь семьи.

Нет, кино не смотрел, как то не довелось.

ничё-ничё, если всё будет более-менее спокойно, то через каких-то несчастных 5-10 тысяч лет всё будет хорошо с этим. все будут жить почти вечно, понимать друг-друга с полуслова, все будут здоровые и красивые, цвета кофе с молоком и узким разрезом глаз ))

"Только вот жить в эту пору прекрасную
Не доведется ни мне, ни тебе" ;)

Для священников тоже есть своя жертва, они приносят себя в жертву Богу, отказываясь от плотских удовольствий и даже потомства, то есть опять же, сознательно идут против природных инстинктов.
хм.. насколько я знаю у православных священиков запрета на потомство нет..

И мы знаем, что так было всегда,
Что судьбою был больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слова да и слова нет,
Он не помнит ни чинов ни имен
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть опаленным звездой по имени Солнце (с)
"Кино" слушал?! или че?




Не-не, это меня не с "Кино" так поперло :)

Эк ты загнул. Налицо тлетворное влияние отца Сантехника.

С кем поведешься от того и наберешсья)

А Галаха говорит о том, что человек должен заботиться о самом ценном даре, врученном ему Г-сподом. О своей жизни. Вот поэтому они и не принимают Христа, как Спасителя и Сына Б-га.

*пожимает плечами*. Я сейчас о нашем обществе говорил, а не о иудеях или каких-нибудь эскимосах.

Я ставила акцент в твоем посте на "церковь".

  • 1