Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Categories:

Баги в ядерном реакторе

Покопался на сайте http://www.deepstorm.ru и вытащил оттуда массу происшествий ну или просто любопытных событий, происходивших на советском атомном подводном флоте. Известные катастрофы и аварии не упоминал, об этом уже много где написано, в том числе где-то и у меня уже было.

К-19

При отворачивании шпилек крышки реактора рабочие в доке столкнулись с загадочным явлением. Слесарь, выполнявший эту операцию, обнаружил в графитовой смазке на резьбе нескольких штук довольно крупных, длиной 10-15 миллиметров, черных, очень жестких на ощупь жуков, которые, помещенные на ладонь, преспокойно передвигались. Для ответа на вопрос, как эти насекомые могли существовать в графитовой смазке уже немало поработавшего на мощности ядерного реактора, их отправили в один из специализированных НИИ, но на заводе ответ так не был получен;

При удалении за борт досок от продуктового ящика через устройство для удаления камбузных отходов девятого отсека произошло заклинивание крышки этого устройства и в отсек стала поступать вода, затопившая отсек на одну треть;

К-55

За несколько суток до выхода в Чукотское море у корабельного врача капитана медицинской службы Алексея Шаповалова воспалился аппендикс. Врач принял рискованное решение во избежание перитонита оперировать себя самому. Кают-компанию во втором отсеке подготовили к операции, нашли ассистента. Операция прошла успешно. Впервые в мире, в сложных условиях подводной лодки, на самом себе врач сделал операцию по удалению аппендикса.

К-40

30.03.1970 - столкнулась с рыбацким сейнером с пьяным экипажем. На руле у них стоял единственный трезвый матрос и держал заданный курс до тех пор, пока не прозошло столкновение. Вскоре сейнер был уведен на буксире к месту стоянки, где он и затонул.

K-178



На фотографии видна застрявшая в корпусе учебная торпеда

К-140

1968 г. - При нахождении на ПО «Севмашпредприятие» в г. Северодвинске при производстве работ с оборудованием ГЭУ произошет несанкционированный и безконтрольный выход ядерного реактора одного борта на запредельную мощность, в результате чего паропроизводящая установка одного борта вышла из строя. Из-за неправильного монтажа сети резервного питания компенсирующих органов реактора левого борта (перепутывание фаз) при подаче питания начался их самопроизвольный подъём. Освободилось до 12% реактивности. Поскольку все приборы на пульте управления реакторами были отключены, дежурная служба не обнаружила никаких внешних признаков аварии, хотя мощность, как показывают расчёты, в это время была почти в 20 раз выше номинальной, а давление в первом контуре доходило до 800 кг на кубический сантиметр. К счастью разгерметизации первого контура не последовало, что свидетельствует о прочности материала, хорошей технологии и сварки.

1984 г. - Через неделю после выхода в море у командира корабля А.Н. Козлова произошел инфаркт миокарда, но он принял решение не сообщать об этом и продолжить БС. Командра ПЛ заменили - молодой командир, вышедший в море для отработки - капитан 2 ранга А.Г. Лашин, и старпом капитан 3 ранга С.Н. Егоров. Через месяц А.Н. Козлов вновь стал сам нести ходовую вахту, а к концу БС почти полностью выздоровел. Радио об инфаркте у командира было передано за двое суток до возвращения в базу, в связи с чем корабль вернули на сутки раньше. БС прошла успешно: командир капитан 1 ранга А.Н. Козлов был представлен к ордену "Красной Звезды", начальник медицинской службы - к медали "За боевые заслуги";

1990 г. - Утилизация ракет Р-31 путем отстрела (четыре выхода в море). 17.09 произведен пуск первой ракеты, на следующий день - двухракетный залп, но одна ракета не вышла. 29.09 произведен пуск одной ракеты, 30.09 - еще двух, по одной в залпе. 01.10 - по плану трехракетный залп, впервые из 3-й, 2-й и 1-й шахт, однако при срабатывании ПАДа первой ракеты разорвало трубу наддува шахты, в отсек произошел выброс порохового газа, а затем, с выходом ракеты, и воды. Старт второй и третьей ракеты не прошел. 10-11.10 прозведен отстрел 5 ракет, одна не вышла. 30.11, после приведения в порядок отказавших ракет, отстрел еще 3 ракет (по одной отказ - неисправность). Из 16 ракет, предназначенных для утилзации, было успешно выпущено 10, а 6 из-за различных неисправностей были уничтожены на берегу;

К-236

В ходе заводских испытаний случайно было обнаружено, что цилиндр шахты, внутри которого перемещается перископ, выполнен из другого, не соответствующего требованиям конструкции корпуса корабля, металла. Комиссия установила, что при глубоководном погружении эта деталь не выдержала бы давления, разрушилась, что привело бы к неминуемой гибели подводной лодки.
При сдаче навигационного комплекса и приборов БИУС "Туча" были обнаружены сложнейшие неисправности, которые не позволили бы лодке проводить ракетные стрельбы.

К-252

28.01.1981 при возвращении из района боевого патрулирования в базу произошёл пожар в 8-м отсеке (задымление трансформатора расположенный возле ГРЩ левого борта). Вахтенный принял этот дым за возгорание ГРЩ и так и доложил и в ЦП и на ПУ Кама. На ПУ Кама произвели все переключения с точностью до наоборот от правильных - обесточили всё, кроме реактора и турбины. На скорости хода 11 узлов, рули прекратили управляться на качке на погружение. РПКСН уверенно пошел на погружение без основного освещения и без связи. На глубине около 360 м. командир дал команду продуть всё и РПКСН всплыл в позиционное положение. Командир РПКСН после БС был отправлен в Комсомольск на Амуре в учебный центр;

1984 г. - РПКСН интенсивно использовался для несения автономных БС. Практически по две в год. Примерно в 1983-1984 году во время ракетной стрельбы неполностью открылась крышка шахты №1 (осталась приоткрытой примерно на 45гр.). В таком положении крышки был прозведен пуск учебной ракеты из подводного положения с глубины 40 м. Вся ракета рассыпалась на выходе из шахты, однако корпус корабля серьезных поврежений не получил;

1989 г. - при утилизации в доке произошёл большой пожар - горели 4-й и 5-й отсеки. Для тушения пожара прибыли около 9-ти пожарных машин. Только совместными усилиями пожарников, заводчан и л.с. дока удалось потушить пожар.

К-436

1979 г. - После выполнения учения с практическим выпуском торпеды по противолодочным кораблям в результате нарушения правил предупреждения столкновения судов и всякой здравой осмотрительностью со стороны "СКР-59" проекта 50, начальников, находящихся на нем (руководителей стрельб) и командира РПК, подводный крейсер резко всплыл прямо под СКР-59" и своей носовой частью приподнял СКР из воды. На сторожевом корабле на некоторое время возник опасный крен в 30 гр. и он с грохотом соскользнул обратно в воду. Серьезных повреждений корпусов у столкнувшихся кораблей не отмечено.

К-430

Вышла в море для запуска ракеты Р-27У с биологическим блоком "Медуза". Установка предназначалась для синтеза самого дорогого лекарства - интерферона. Ракета из шахты не вышла - автоматика прервала запуск;

К-171

1978 г. - Крейсер возвращался после стрельб на базу в надводном положении. Работал один реактор, на втором проводились профилактические работы, в ходе которых из-за неправильных действий личного состава была переопрессована подпиточная емкость. Hесколько тонн воды вылилось на крышку реактора. Командир БЧ-5, Герой Советского Союза кап.2р. Таптунов Ю.И., желая скрыть аварию, не доложил о случившемся командиру крейсера и приказал вывести реактор на мощность, чтобы выпарить воду и провентилировать помещение. В какой-то момент командиру БЧ-5 показалось, что испарение идет слишком медленно. Чтобы лично оценить обстановку, он и еще два офицера зашли в помещение реактора и задраились там. Из-за роста температуры и давления открыть люк они не смогли. Когда прибывшие на помощь моряки открыли люк, все трое уже погибли.

К-530

1985 г. - Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем. В середине БС произошёл контакт с противолодочными силами противника. Только через неделю удалось оторваться и уйти от преследования. Всё это время работали ГЭУ обоих бортов на предельных параметрах. В результате этого потекли два парогенератора ГЭУ правого борта. Проход через 7 отсек был запрещён, пока не вывели правый борт. Личный состав 8-го, 9-го и 10-го отсеков жил в отсеках и питался сухим пайком;

К-424

1981 г. 18 января произошел сильный пожар в центральном посту (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Благодаря грамотным действиям командира и экипажа, пожар ликвидирован, гибели личного состава не было. Корабль был вынужден всплыть;

1983 г. Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем в район экватора. После возвращения обнаружена покраска корпуса серебристой краской. Оценка "Неудовлетворительно", за поход даже не выдали значков "За дальний поход";

1986 г. - при выполнении ракетной стрельбы из надводного положения от причала в губе Порчниха произошло падение практической ракеты на корпус корабля. Ракета вышла из шахты, но из-за отказа основной двигательной установки потеряла скорость и рухнула на крышку шахты № 7, вызвав пожар на верхней палубе, который был потушен пожарными кораблями, а прибывший через два часа на вертолете отряд химиков произвел нейтрализацию остатков ракетного топлива. Находившийся на борту заместитель командующего Краснознаменным Северным флотом вице-адмирал Громов Ф.Л. оценил действия экипажа как правильные и уверенные. Проведенным расследованием установлено, что вины личного состава в отказе ракеты не было.

К-44

1995 г. - В рамках междкнародной программы "Elrabeck" произвел из акватории Баренцева моря пуск ракеты-носителя "Волна", спускаемый модуль (разработан Бременским университетом) которой, с научной аппаратурой и почтой, через 20 минут, пролетев более 5000 миль, преземлился на Камчатке. Доставка специальных конвертов и юбилейных значков занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая быстрая почта в мире.

1999 г. - При производстве одноракетного залпа из подводного положения при нахождении на борту ГК ВМФ адм. Куроедова В.И., в момент выхода ракеты из шахты произошел отрыв нижней части первой ступени. После всплытия в надводное положение обнаружена головная часть ракеты, которая была позже расстреляна из АК-630 обеспечивающим МПК пр. 1124м. Крейсер повреждений не получил;

К-496

2005 г. - На борту крейсера совершил выход в море епископ Мурманский и Мончегорский владыка Симон;

К-407

1993 г. - в результате попытки скрытного слежения произошло столкновение с ПЛА SSN-646 "Grayling" ("Грейлинг", типа "Стержен") в Баренцевом море. К счастью этот инцидент обошелся без человеческих жертв. Российские лодка получила повреждения легкого корпуса и была отремонтирована. Что касается американской лодки - командование ВМС США приняло решение, что дешевле списать подводную лодку. Однако, случись столкновение "Грейлинг" и "К-407" на 20 секунд позже, американская лодка протаранила бы ракетный отсек российской лодки, повредив шахты и ракеты. Вероятнее всего, взрыв в результате утечки ракетного топлива уничтожил бы обе субмарины. На глубине мелководного Баренцевого моря оказались бы две лодки с незаглушенными ядерными реакторами и, по меньшей мере, 64 ядерные боеголовки. Вряд ли кто-либо из членов экипажей смог бы спастись.

1998 г. - Второй экипаж осуществил запуск двух спутников Tubsat-N и Tubsat-N1 ракетой-носителем "Штиль-1". Впервые в истории мировой и отечественной космонавтики запуск космических аппаратов (КА) произведен с подвижной морской пусковой установки. Также впервые запуск КА был выполнен из-под поверхности воды.
Tags: ВМФ, Мдя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments