Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Три дороги во тьму



Дилогия является продуктом совместного творчества двух довольно разных авторов - Иара Эльтерруса и Сергея Садова и это скорее не фэнтезийный роман в двух частях, а замах на большую эпопею, настолько глобально авторы подошли к созданию своего мира. Книги писались довольно долго, с 2001 по 2008 год, 7 лет по нынешним временам это серьезный срок.

В двух словах наверное даже и не опишешь... Это вроде бы фэнтези чистой воды, с эльфами, драконами, магами, светом и тьмой, плюс христианская религия до кучи. В закрытом мире Танра где когда-то мирно существовали светлые эльфы, темные дзенны и принадлежащие равновесию драконы, по Звездному Пути, открытому эльфами, явились другие расы, в том числе и люди. Создав свое собственное государство, с искаженной религией Христа и инквизицией а-ля средневековье, люди устроили дзеннам местный вариант Холокоста, уничтожив их почти на корню. Но один из тамошних крутых магов напоследок нарек всех пидарасами и успел звучно хлопнуть дверью, напророчив, что явятся в мир трое великих темных, которые воплотятся в него и Ушедший вернется и наведет справедливость, в смысле устроит всем кирдык.

С тех пор в мире Танра прошло три тысячи лет. Перекос в сторону света нарушил баланс сил и клерикальное христианское государство Фалинор, возглавляемое святой матерью-церковью и инквизицией стало постепенно вырождаться, ее церковная элита погрязла в грехе и коррупции, ее палладины занимаются разбоем, а во славу второго Спасителя заживо сжигают тех, кто не согласен принять его веру. Фалинору противостоит империя магов Над, куда сбежались все маги и драконы, не желающие быть изничтоженными церковниками. Однако пришло время сбыться темному пророчеству и мало не покажется всем, и тем, и другим. В церкви начинаются чистки и репрессии, спецслужбы враждующих государств объединяются с целью недопустить местного варианта Апокалипсиса. А тем временем пушистый зверь песец подкрадывается все ближе...

Вообще, надо сказать, книги довольно заметно отличаются друг от друга. Я не искал на форумах историю их создания, то что сейчас скажу будет исключительно и огульное имхо, которое может не совпадать с действительностью. Так вот, мне показалось, что соавторы не работали совместно, как это обычно бывает, а каждый писал свою собственную книгу, если и влияя на том соавтора, то очень незначительно. Первая часть: "Постижение" практически полностью Эльтерровская, а вторая - "Изменение" - Садова. Имхо, они весьма заметно отличаются друг от друга. Садов больше уделяет внимания образам своих персонажей и миру, поэтому у него получается достовернее и интереснее. Эльтеррус... слабее, он берет экшном и тем, что можно назвать по гопнически "гоном". Читая про крещеных драконов или, упоминаемых к счастью лишь мельком, православии и, прасти хосспади, "левославии", так и хочется сказать, "аффтар, ты гонишь!". Описываемая сверхтолерантная империя Над, в которой в одном классе мирно сосуществуют и учатся человеческие, эльфийские и еще бог знает какие дети, в том числе и драконы, как-то выглядит не слишком достоверно. Если у них и есть разногласия, то исключительно толерантные, не потому что "вон у этого из жопы хвост растет", а потому, что "она задавака". Хех, а если вдобавок вспомнить, что об этом пишет человек, который живет на земле, где арабы и евреи никак не могут поделить жизненное пространство...

Там же и экшн о том, как 12-летних, пусть и "блатных" детишек принимают стажерами в местную спецслужбу и как они через год утирают взрослым нос и раскрывают "глухое" дело. Наверное это будет на одном дыхании читаться в те же 12- 13 лет, но читать в более зрелом возрасте... ну прикольно конечно, но не без иронии, примерно как школьные байки, сочиненные школьниками для школьников.
В общем, первый том это такое подростковое фэнтези, в самом деле сказка, несмотря на наличие сцен насилия и разврата. Еще больше укрепляет в этом мнении достаточно банальный и примитивный месседж, типа: "Оказывается не все в этом мире дружелюбны, есть те, кто любят делать зло". Кстати, идеи такого уровня достаточно характерны для книг Эльтерруса. Короче, первой книге четверка с натяжкой, и натяжка исключительно потому, что она предворяет вторую книгу. Нет, для любителей эльфов, драконов и Эльтерруса она наверняка покажется превосходной, да и читается легко, это у Эльтерруса не отнять, стиль у него незанудный, но как по мне, так местами ничего, а местами слабовато.

Вторая книга выглядит несколько иначе, в ней герои проходят через испытания, меняются сами, чтобы затем изменить мир. Имеется определенный философский подтекст, Тьма и Свет это не добро и зло, это сущности на которых держится мир, добро заключается в сохранении равновесия, а зло - в его нарушении, что и произошло на Танре. Темный маг фактически повторяет подвиг Христа, добровольно принимая казнь, чтобы спасти своего ученика, но мало кто способен это оценить, потому что религия в мире искажена, а Библия тщательно переписана.

Помимо темных, которые должны будут вызвать Ушедшего, в мир приходят еще два мага равновесия, один из нашей реальности, другой из парарллельной, им предстоить быть своего рода арбитрами в предстоящей схватке Света и Тьмы. Фигуры окончательно расставляются на доске, делают свои первые ходы и... тут и сказочке внезапно приходит конец, потому что, повторюсь, размахнулись так широко, что в два тома попросту не уложились. Там задела как минимум еще на два тома, а вот будут ли они или на этом всё, это отдельный вопрос.
В общем, за "Изменение" 5 баллов. И, повторюсь, все выше это чисто мое имхо, я авторство томов присвоил по наитию, основываясь на прочитанных ранее книгах обоих авторов. Забавно будет, если ошибся)

Купить на OZONe
Три дороги во Тьму. Постижение - 135 рублей
Три дороги во Тьму. Изменение - 135 рублей
Tags: Лит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments