Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

"Отработанной струей реализма он сдул пену романтики"

Заинтересовался таким автором - Федор Березин, несколько раз натыкался на описание его книг в сети. Аффтар на мелочи не разменивается и фантазирует на такие интересные (чуть было не написал "приятные") для любого иССтинного патриота темы как ядерная война, разборки с Украиной, появление над американскими авианосцами советских бомбардировщиков из будущего...
В общем, трудно было пройти мимо таких кошерных вещей, поэтому заказал в интернетах книжечку. Поскольку доселе ничего авторского не читал, то знакомство решил начать с того что выходило довольно давно, а посему стоит подешевле. Вышедший в 2007 году "Экипаж черного корабля" показался вполне подходящим для знакомства.



Книга очень напомнила чьи-то военные мемуары. То есть, когда автору есть что рассказать, но литературного таланта сильно не хватает, поэтому сюжет интересен, отдельные моменты выхвачены любопытно, но в целом на специалистов или любителей. Роман о том, как мегашушпанцер (миллионы тонн, 15-метровая броня, over 9000 экипажа!) ползает по плацдармам ядерной войны, постреливает гигаснарядами, а его экипаж срется между собой.

Про плохо выписанные образы персонажей принято говорить "картонные". Так вот, они в книги не картонные, они вообще никакие. До появления видео- и DVD-плееров был когда-то такой девайс, назывался диаскоп, если мне память не изменяет. Это был такой архаичный проектор, в него заряжалась пленка со статичной картинкой, под картинкой был текст. Зрители фтыкали на простыню, смотрели картинку, читали текст и проникались. Что-то есть общего с комиксами, но все-таки не совсем то. В 70-80-х такие штуковины были распространены. И вот кадры таких диафильмов очень напомнили главы романа, которых там числом под двести, но они все на пару страниц. Статичные кадры с подписями внизу. Честно говоря - сильно на любителя.

Еще одной странноватой особенностью аффтара показалась временами сильно излишняя образность речи. Он как будто специально доукрашивает текст "завитушками", причем однотипными. Вот например:
- пульто-экранная замкнутость отсеков;
- волосяная пышность;
- кабинетно-планшетная сухость;
- милая сдержанность диалога;
- волосяная мягкость;
- потерлась о китель влажностью глаз (омг, если кто сподобится попытаться повторить это в реальности, потом расскажите про ощущения и реакцию окружающих));
И для разнообразия: "отработанной струей реализма он сдул пену романтики".
Все цитаты взяты с двух идущих подряд страниц, б/п.

И вот такая вот "литературистая образность" практически на каждой странице. Автору почему-то западло написать нормальным языком: "он тормозил падение перчатками", он пишет: "он тормозил падение растопыренной перчаточной гладкостью". Такое ощущение, что его научили одному единственному литературному приему, он решил, что этого достаточно, и начал его применять по десять раз на каждые пару страниц. Как начинающий фигурист, который научился приседать в движении, вышел на арену, поехал по кругу, сто раз присел перед зрителями, "Оппа!" - наконец закончил выступление. Зрители сначала поржали, потом посвистели, а в конце заснули.

Короче, что-то у меня пропало желание другие его книги покупать, первое впечатление оказалось сильно не ахти.
Tags: Лит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments