?

Log in

No account? Create an account
ком

zhizd


Для неслужебного пользования


Previous Entry Share Next Entry
Постсоветское
робот
zhizd
8 декабря была годовщина подписания Беловежских соглашений, 25 декабря 1991 года Горбачев сложил с себя президентские полномочия, на этом история Советского Союза закончилась и началось постсоветское житие-бытие. Как оно сложилось для стран бывшего "союза нерушимых республик свободных" собственно этот псто. Сразу признаюсь, на глубокие исторические политологические исследования нет ни сил, ни желания, ни времени, так что это просто чистосердечное личное имхо, на истину в последней инстанции не претендующее.

Итак, первым делом конечно же - Россия. Правопреемница СССР, получившая от него в наследство его бывшие долги и ядерное оружие. Прошла период либерализации экономики и децентрализации власти. Ельцинское "Берите суверенитета сколько хотите" едва не привело к развалу страны - отдельные регионы начали создавать собственные конституции, органы госбезопасности и даже вести переговоры об изменении государственной границы без ведома Москвы. Ослабление позиций на Северном Кавказе привело к двум войнам в Чечне. Причем недооценка возможностей чеченских сепаратистов и переоценка возможностей ослабленной армии едва не привело к отсоединению мятежной республики по итогам первой войны, оказавшейся неожиданно тяжелой и неудачной.
С 2000 года, с уходом больного Ельцина на пенсию произошло усиление позиций власти, укрепление властной вертикали, вторая Чеченская война хотя и не сразу и не вдруг, но все же решила вопрос с сепаратизмом. Разобрались с олигархами, которые в 90-х в личных интересах оказывали влияние на российскую политику. Теперь наверное можно говорить о том, что не корпорации контролируют власть, а власть контролирует корпорации. Хотя кто там кем руководит - Кремль Газпромом или Газпром Кремлем вопрос до конца так и не проясненный.

Высокие цены на нефть позволили повысить уровень жизни населения и укрепить авторитет власти. Решение многих внутренних проблем позволило перейти к решению проблем внешнеполитических, что вызвало определенную озабоченность как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.
Тем не менее в стране сложилась сырьевая, ориентированная на экспорт экономика, которая зависит от экспортных цен на энергоресурсы. Так же не решена проблема коррупции, которая является тормозом для развития страны в будущем и наследственной болячкой досталась проблмема межнациональных отношений.

Прибалтика. Прибалтийские республики, если не ошибаюсь, первыми объявили о выходе из СССР. С шумом и треском советское руководство попыталось в Вильнюсе пресечь сепаратистские тенденции, однако все закончилось звучным фейлом, который стал прелюдией к всеобщему эпик фейлу августа 1991-го. После того, как СССР не стало, никто уже не мешал прибалтийским республикам жить так, как им хочется. Тем не менее, антироссийские выступления и демарши все прошедшие годы были настолько сильны, что это не могло сказаться на отношениях с ними. В 1998 году из-за преследования русскоязычного населения Россия даже пригрозила Латвии блокадой, после чего она отменила самые тенденциозные положения в законе "О гражданстве". Демонтаж памятника советскому солдату в Эстонии вызвал беспорядки и обострение отношений с Россией.
В военном отношении прибалтийские республики подстраховались, вступив в НАТО. До тех пор, пока Северо-атлантический альянс сохраняет свои позиции, гаффкать в сторону России им можно безбоязненно.

Прибалтийские республики больше всех прочих пострадали от мирового финансового кризиса. Настолько, что в Латвии пошли на беспрецедентные меры - уменьшение пенсий, закрытие школ и больниц. Это было вызвано сокращением реального, построенного еще в советские годы производства и заменой его иностранными портфельными инвестициями и кредитами. Как только случился банковский кризис и отток кредитных средств, это сразу же ударило по экономике прибалтийских стран, которые, как выяснилось были весьма неустойчивыми. Показательно, что решать финансовые проблемы стали не за счет иностранных банков, а за счет самых незащищенных слоев населения.

Белоруссия, она же, по просьбам некоторых товарищей - Беларусь. Республика, которую перемены коснулись в значительно меньшей степени, чем ее соседей. В первую очередь она обязана этим режиму Лукашенко, который руководит страной с 1994 года и оставлять свой пост в обозримом будущем не намеревается. Это, и весьма недемократичное отношение к оппозиции вызывает определенные нарекания у мировой общественности, поэтому Лукашенко вынужден искать покровительства Москвы. Которое было достигнуто в замен гипотетического создания союзного государства России и Белоруссии. Однако чем дальше, тем больше сомнений в практической реализации этого союза.
Ориентированность белорусской экономики на экспорт в Россию, с одной стороны, уберегло ее от мирового кризиса - российская экономика стала своего рода "буфером", который смягчил негативные тенденции. С другой стороны позволяет России иметь рычаги влияния на Лукашенко. В конечном счете, беларусская стабильность оказалась достигнута за счет редкого умения "Батьки" усидеть на двух стульях, но именно поэтому и является довольно шаткой. В свое время подобная политка, проводимая в Югославии Милошевичем, кончилась очень плачевно как для него самого, так и для его режима и всей страны в целом.

Украина
На (в) Украине в период распада СССР бытовало мнение, что страна, в которой развиты и промышленность и сельское хозяйство, имеются полезные ископаемые и выход к морю с курортной зоной, без "большого и ленивого соседа" который только и делает, что ее объедает, будет жить богато и счастливо. Все на Украине есть кроме нефти и газа. Впрочем вовсе не их отсутствие стали причиной того, что манны небесной над страной так и не пролилось. За 18 лет независимости в стране так и не сложилось единой властной структуры, которая бы имела безоговорочный авторитет среди всех субъектов украинской политики. Грубо говоря, власть там так и не смогли поделить, поэтому разброд и шатания продолжаются и по сей день, что на пользе стране, экономике и населению само собой не идет. Кроме того осложняющим дело фактором является культурная дифференциация западной и восточной частей украины, что не прибавляет стабильности политическим процессам. Вследствие этого Украине в большей степени чем всем остальным постсоветским республикам угрожает возможность раскола.

Продолжение (может быть) следует.


  • 1
лишь бы не было войны, ящитаю.

Мы за мир во всем мире!

а) В Среднеазиатских республиках с русскоязычным населением вообще пиздец, а говорят только о Балтии. Вот и возникает вопрос, чего здесь больше (не говорю, что нет совсем): притеснений русских, или российской внешней политики? Сначала это был инструмент по недопущению полного военного отсутствия российских войск в Балтии, затем - инструмент по недопущению вступления в НАТО, ещё после - как инструмент давления на НАТО. Как можно догадаться, во всех случаях - неочень-то и эффективный.

И то, что урезали у "самых незащищённых слоёв населения" - а) несовсем верно - самые большие, хотя и не массовые сокращения/сокращения зарплат - в секторе госуправления, б) социальный бюджет, вестимо, самая большая нагрузка на бюджет, в) и каким образом ты представляешь отъём денег у банков?

Ну, среднеазиатские республики и не претендуют на просвещенность и демократию, что с них, с азиатов возмешь? А вот коли прибалты считают себя цывилизованными, так пусть и ведут себя соответственно.

Вообще-то речь наверное идет не об отъеме денег у банков, а об условиях возврата выданных ими кредитов (реструктуризации например). Договариваться надо, а не пенсионеров обдирать.

Что значит что возьмёшь? То есть, если сейчас у нас какой-нибудь Ульманис-2 придёт к власти, скажет что у нас теперь диктатура, а всех русских - резать, то Россия отреагирует на уровне "а, ну, раз диктатура - то и ладно!"? 0_о

Хм, так, к сведению, наше правительство как раз провело закон (не уверен, принят ли он уже в Сейме) об этой самой реструктуризации и обеспечении кредита, чем вызвало жуткое недовольство этих самых банков.

Имхо, так население не воспитаешь собственной ответственности при использовании подобного вспомогательного финансового инструмента.

Ну, воевать я так понимаю, нельзя, а то НАТО припряжется. Объявит какую-нибудь блокаду, скорее всего. Диапазон влияния на среднеазиатские страны благодаря иным геополитическим раскладам гораздо более широкий и не о каждом моменте обязательно трубить на весь мир.

Очконёт НАТО впрягаться за прибалтов. Стопудово.

А Россия 'очконёт' впрягаться за союзную Белоруссию в случае ее проблем с НАТО?

Нет. По очень простой причине: Россия с Белоруссией граничит (не говоря уже о всём прочем), а НАТО (читай- США) с прибалтикой- нет.

А я так думаю, что дело в патриотизме отдельно взятого мыслителя) а в реальности скорее произойдет строго наоборот. И дело не в том, кто с кем граничит, а в численности, вооружении и обученности вооруженных сил, которыми и определяются реальные возможности.

Пока что северо-атлантический союз не давал поводов считать себя фикцией, поэтому и несерьезное отношение к нему сложно назвать обдуманным и здравомысленным.

Да я и не спорю, бо если "трезвое мышление mode=1", то становится как-то совсем стрёмно. Ведь трезво смотря на вещи никакой уверенности, что наше руководство сможет даже в случае прямого нападения нажать на красную кнопку, я не испытываю. Куда уж там быть уверенным, что наш в граните слова отливающий подпишется за соседнюю Белоруссию.

Ну а северо-атлантический альянс также не давал поводов не считать себя фикцией (в отличии, скажем, от ОВД, которая, когда такая нужда возникала, дважды вполне неиллюзорно выправляла неприемлимый для себя ход событий в одной из стран-участниц). Двухкратное гуманитарное избиение СФРЮ и операции в Ираке таковым поводом считать затруднительно, бо во-первых ведутся они не во исполнение 5й (или какой там?) статьи устава, а потому что "старший приказал", во-вторых, ни СФРЮ (хотя могла бы), ни уж тем более Ирак или -упаси господи!- Афганистан не в состоянии были не то что перенести боевые действия на территорию НАТО (чего все староевропейцы боятся как огня), но и просто дать сколько-нибудь ощутимый отпор даже в теории.

А почему только европейские страны бывшего СССРа и то ты забыл про молдован. Где Грузиния , Изирбиджан , Армения , Средняя Азия. Вообще если сравнивать с другими частями бывшей империи то Украина иПрибалтика еще хорошо отделались. Среднеазиатские республики ,вернулись к традиционному правлению начиная от эпичного Туркменбаши до сравнительно цивилизованого по азиатским меркам Назарбаева. А в некоторых из них вобще прошли гражданские войны и попытки исламистов взять власть как в Таджикистане .

Да я тупо печатать задолбался, спина то не казенная) В конце поста написано, что продолжение, м.б. следует)

автоматическое

зачет, следующий!

Про Белоруссию- такое умение было не у Милошевича, а у Тито. ,Пока Иосип был у штурвала- всё было пучком, как только его не стало- не стало и вполне себе мощной и обеспеченой СФРЮ.

По Украине: на 1991й год ВВП УССР (при этом она была дотационной республикой) был где-то между ВВП Франции и Италии, а теперь- между Грецией и Нигерией... Правда и мы тогда были между США и Японией, а теперь между Германией и Англией.

  • 1