Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Categories:

Эффективность компьютерных систем в сфере государственного управления


Компьютеры замечательно решают массу проблем, которых до их появления просто не существовало - народная мудрость.


Уже несколько десятилетий образовательная аксиома о том, что компьютеризация и автоматизация любого процесса в разы увеличивает производительность и качество труда подавалась в наших ВУЗах как нечто, само собой разумеющееся. Если для сферы производства это вполне справедливо, то практический опыт применения высоких технологий в сфере государственного управления дает поводы для некоторых размышлений.

Буквально сегодня в новостной ленте наткнулся на две новости, касающиеся поднятой темы, отечественная: "Компьютерный сбой парализовал торговлю российским алкоголем" http://lenta.ru/news/2006/07/06/fail/ и зарубежная: "Сеть ФБР взломали четыре раза" http://lenta.ru/news/2006/07/06/fbi/


Нестойкость компьютерных систем к несанкционированному доступу является бичем органов государственной власти. Если в приведенной статье говорится о хакере, который с помощью общедоступных программ смог получить пароли 38 тысяч сотрудников ФБР, в том числе и его директора, то отечественная практика гораздо банальнее и проще - взломанные компьютерные базы данных можно купить с рук.
Причем совершенно не обязательно речь должна идти о базах данных секретных служб. Слитые данные из налоговой инспекции тоже могут стать причиной крупных неприятностей, или например, в прошлом десятилетии проходила информация о том, что злоумышленники использовали базы данных собесов, для вычисления одиноких пенсионеров владеющих квартирами. В лучшем случаи эти люди теряли свое жилье, в худшем - погибали.
И до сих пор мало что сделано в этом направлении - так например АСУ все тех же собесов написана в FoxPro, легко копируется обычным способом на болванку, прямым копированием устанавливается на чужой компьютер, индексируется и через 5-10 минут готова к работе.
Отношение самих сотрудников к обеспечению конфиденциальности как правило совершенно индиферрентное: "да кому оно надо".

Другая серьезная проблема - неэффективность систем управления. Любой процесс автоматизации подразумевает увеличение темпов производства и его качества. Если хоть один из пунктов не соблюдается, возникает сам собой напрашивающийся вопрос - а зачем оно вообще надо?
Сбои в работе Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС), в которую дистрибьюторы с начала июля обязаны вносить данные о каждой поставке, практически парализовали оптовые поставки алкоголя в розничные торговые сети http://lenta.ru/news/2006/07/06/fail/
Те, кто сталкивался с программой Пенсионного фонда (выгрузка данных о заработной плате и соответствующих пенсионных начислениях) меня поймут - зачастую нужно проявить дьявольскую хитрость и недюжинные знания, чтобы установить программу, до сих пор предназначенную в работе в DOS на современный компьютер, уговорить ее корректно работать и печатать на современных принтерах. А как только вы это наконец сделаете и наберете данные, ПФР объявляет о выходе новой версии, (опять из под DOS!), которая данные из под старой импортирует, но не совсем корректно, поэтому их надо немножечко подправить...
Помнится, после 30 минут безуспешных попыток объяснить по телефону приятелю-коммерсанту, как победить эту программу, я плюнул, приехал и под восхищенными взглядами бухгалтера и менеджера (смотрели как на Избранного Нэо побеждающего агента Смита, б/п!) поставил таки им эту аццкую прогу и вбил данные о десяти сотрудников их мелой фирмы.

Если ранее основной проблемой органов государственной власти (на уровне первичных подразделей и муниципальном уровне) была проблема нехватки качественной и современной оргтехники, то сейчас эта проблема практически решена. На первое место выходит проблема нехватки квалифицированного персонала, а также неэффективность организации автоматизированного управления государственной сферой, которая выражается в увеличении аппарата служащих при одновременном снижении темпов государственного управления.
Так например реализация Федерального Закона "Об общих принципах государственного самоуправления" привела к тому, что количество баз данных автоматизированной системы управления бюджетым процессом (АСУБП) увеличилось с 1-2 в прошлом году до 8-15 в каждом районе! С учетом того, что процесс обновлений, дополнений и "заплаток" для этих баз, во-первых бесконечен, а во вторых по дьявольской хитрости исполнения может конкурировать разве что с вышеупомянутой ПФР, администрирование этих баз превратилось в настоящее мучение, которое к тому же парализует работу отдела примерно на пол дня (в случае, если все проходит благополучно и без сбоев).
Про сам процесс - обновление происходит не одним файлом, а десятью-пятнадцатью! для каждой базы, которые нужно поставить в строгом определенном порядке!! не по очереди!!! из разных каталогов!!!! Если ошибся и поставил файлы не в том порядке - песец, нужно поднимать базу из архива, в противном случае работоспособность такой базы не гарантируется. Короче вместо того, чтобы ставить "защиту от дурака", наоборот, делается все, чтобы даже грамотный специалист допустил ошибку. А еще стоит учесть, что должности админов баз данных в отделах не предусмотрено, и их обязанности выполняют либо сотрудники, имевшие неосторожность проявить к этому способности, либо служба технического обеспечения (приехать за 150 км. на пол часа, чтобы запустить на выполнение десяток файлов, это б/п готично, поэтому всеми силами стараются переложить эту почетную обязанность на места).

Отдельная песня - это взаимодействие органов государственной власти между собой. Так, например, если платежи в районах ранее шли напрямую в банк, то теперь они проходят через отделения федерального казначейства. Соответственно, если в прошлом году, работа с наличными средствами выполнялась по принципу "утром деньги - вечером стулья" (точнее - сегодня приносят заявку, а завтра получают чек и по нему в банке наличку), то ныняшняя система действует следующим образом: клиент приносит заявку, оператор в районе оформляет ее в компьютере и отправляет в область, в области оператор регистрирует у себя и передает ее в УФК (управление федерального казначейства), оттуда деньги высылают в банк, после этого наличку нужно заранее заказать в банке, и только потом выдать клиенту чек.
Ествественно, вместо одного дня, вышеописанный увлекательный процесс стал занимать 3-4, (два, если все проходит идеально, а деньги в банке заказываются в надежде на "авось", что в итоге приводит к регулярным конфликтам, то с сотрудниками банка, то с обманутыми в лучших ожиданиях клиентах).

В результате - клиенты регулярно угрожают написать жалобы в прокуратуру (как же, деньги не отдаете, сволочи), возникают регулярные конфликты с вышестоящим органом, а губернатор недоволен сразу всеми и говорит о преимуществах федеральной казначейской системы перед региональной. Хы, да сделайте ЕЩЕ ОДНУ инстанцию - и платежи вообще захлебнутся к чертовой матери. А в отделениях федерального казначейства люди просто физически сдохнут, если объем местных и региональных платежей взять и переложить на них - не сейчас, просто файлики через себя пропускать, а реально забивать платежные поручения, договора и счета в базы данных.

В общем, в настоящее время, по моему скромному мнению, эффективность имеющихся компьютерных систем в сфере государственного управления оставляет сильно желать лучшего. Это выражено во-первых в неудовлетворительном качестве программного обеспечения; во вторых - в нестабильности в законопроектной сфере - бесконечное приведение программного продукта в соответствие постоянно изменяющемуся законодательству способно угробить любую, изначально грамотную и продуманную систему; и в третьих - в неоптимальности самой системы управления. Отдельно можно сказать об отсутствии унифицированности програмнного обеспечения, когда налоговая инспекция имеет свое ПО (программное обеспечение), федеральное казначейство свое, администрации - третье, а финансовые органы четвертое. В итоге, необходимость обмена информацией становится невероятной головной болью для программистов - в том смысле, как свести все это разнообразие к единому стандартному файлу обмена.

Единственное достижение современной компьютерной системы управления в государственной сфере пока заключается в возможности оперативного формирования и предоставления достаточно достоверной отчетности, что несомненно является плюсом. Однако этот плюс достигнут за счет весьма недешовой техники (доходит до того, что количество компьютеров значительно превышает количество сотрудников, т.е. людям приходится трудиться сразу на нескольких рабочих местах); за счет здоровья сотрудников, которым приходится работать в сложных и напряженных условиях и естественно за счет клиентов и простых граждан, из-за компьютерных сбоев или ошибок операторов вынужденных регулярно терпеть значительные неудобства.

С огромным респектом для всех асиливших ))
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments