Ёханый крокодилъ (zhizd) wrote,
Ёханый крокодилъ
zhizd

Пересекая границы



Раскритиковав в прошлом месяце творчество Панкеевой, немного подумав решил, что нехорошо это, читая циклы с середины, делать по ним критические выводы. И купил первую книгу цикла "Странное королевство". И прочел. Почти всю. Лучше б я этого не делал)

Не, я конечно понимаю, что чтиво, основанное на попадании главного героя из этого мира в загробный в какой-нибудь другой нередко отдает этаким эскапизмом. Когда герою либо не сидится на жопе ровно в этом мире, либо не получается в нем реализоваться, либо он вообще неудачик, а потом попадает в другой мир и там огого! - форумный задрот как у Орловского сразу же становится мужественным рыцарем и одной левой развешивает люлей с детства обученным к сражениям местным воякам.

Одако, имхо отличие хороших фантастики и фэнтези от плохих в том, что в первом случае фантазия автора ограничивается логикой и здравым смыслом, а во втором она, гм, пересекает все разумные границы. В этом отношении скажем "Стальное княжество" Живетьевой, в котором подростки, попав в другой мир сразу же были пристроены циничными дядями к общественно-полезному бесплатному труду в качестве рабов выглядит гораздо естественней и натуральнее, нежели внезапно обретший рыцарские способности, сидевший по форумам и чатам персонаж Орловского. Увы-с, неудачник, попав в экстремальную ситуацию так и остается неудачником, со всеми вытекающими из этого последствиями. Чтобы не вызывать у читателя когнитивный диссонанс, многие писатели стараются избежать такой накладки, поэтому у них в иной мир сразу ГГ сразу попадает крутым, уже имеющим опыт спецназовца, чем и объясняются его последующие успехи.

Панкеева по примеру Орловского париться не стала, поэтому ее героиня вовсе не обладает большими бицепсами, медными яйтсами и мозгами как у академика РАН. Она просто студентка последнего курса, непрестижной профессии, перед ней во весь рост встают проблемы обустройства в чужом городе или возвращения в свой Мухосранск - в общем довольно реальные проблемы любой провинциальной дивчины. И тут оппа - на нее внезапно нападает маниак, и благодаря его усилиям, а также колдовству прЫнца-подростка она переносится прямо во дворец к прынцу, и с перепугу бьет его по голове.

Процесс переноса относится к таким литературным приемам, которые волей-неволей любому любителю фантастики приходится принимать как есть, так что тут без критики. А вот дальше все довольно странно. Вообще, как с точки зрения формальной логики должны поступить в королевском дворце с внезапно появившейся неизвестной девицей тут же по факту появления опиздюлевшей особу королевских кровей? В самом лучшем для нее случае, если там все такие гуманисты, попросту отвесить ей жирный пендаль от ворот замка, отправив восвояси куда глаза глядят. Более реальный варинт - отправить в казематы на предмет выяснения метода и целей проникновения на режимный объект, с последующей казнью через стирку кальсон и портянок местного гарнизона. Сцены секса и насилия так и быть исключим, вдруг книга детям в руки попадется.

Что же происходит у Панкеевой? Девица, появившись, сразу волею пейсательницы избавляется от языкогово барьера, знание чужого языка ей дается в виде бонуса. Ее тут же бросается утешать еще один прЫнц, постарше, всю ночь поит вином и читает стихи, и даже под юбку благородно не лезет. Затем девицу определяют ко двору, выясняется что ее пластмассовая заколка в местном королевстве имеет огромную ценность, так что ей тут же еще и денег дают. Итак, появившись в чужом мире она внезапно оказывается в приличном обществе, богата, с ней все носятся как курицы с яйцом.

Сублимация фантазий выпускницы провинциальной школы, короче. Достаточно приехать в чужой город, как к ее ногам тут же упадут все принцы, просыпется золотой дождь (просыпется, а не прольется я сказал, пааручики, мааалчать!), причем без всяких усилий с ее стороны. Однако жизнь штука весьма сложная и практика показывает, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Такой перекос мировоззрения обычно заканчивается проституцией, как самым нетрудоемким способом зарабатывать на красивую жизнь или хотя бы видимость оной.
Но у Панкеевой героиню, в соответствии с школьными фантазиями даже домогаться не смеют, только припадают к ногам и ухаживают.

Можно конечно рассматривать такое творчество, как сказку для детей, однако даже в сказке Золушке приходилось все же трудиться, а здесь героиня попала на все готовое. К тому же, для сказки обсасывание пьянок, психологических проблем и кто с кем спит все-таки перебор. Поэтому получилось ни то, ни сё. Не знаю, как это могло понравиться кому-то из взрослых людей, но и детям это тоже не подойдет. Единственная приходящая в голову целевая аудитория - не очень большого ума выпускницы 9-го и 11-го классов средней школы с дурноватым воспитанием. Хотя, признаться, лично я знаю несколько исключений, ведь эту книгу мне рекомендовали вовсе не они. *пожимает плечами*. Видимо на вкус и цвет...
Tags: Лит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments