?

Log in

No account? Create an account
ком

zhizd


Для неслужебного пользования


Previous Entry Share Next Entry
Пересекая границы
ком
zhizd


Раскритиковав в прошлом месяце творчество Панкеевой, немного подумав решил, что нехорошо это, читая циклы с середины, делать по ним критические выводы. И купил первую книгу цикла "Странное королевство". И прочел. Почти всю. Лучше б я этого не делал)

Не, я конечно понимаю, что чтиво, основанное на попадании главного героя из этого мира в загробный в какой-нибудь другой нередко отдает этаким эскапизмом. Когда герою либо не сидится на жопе ровно в этом мире, либо не получается в нем реализоваться, либо он вообще неудачик, а потом попадает в другой мир и там огого! - форумный задрот как у Орловского сразу же становится мужественным рыцарем и одной левой развешивает люлей с детства обученным к сражениям местным воякам.

Одако, имхо отличие хороших фантастики и фэнтези от плохих в том, что в первом случае фантазия автора ограничивается логикой и здравым смыслом, а во втором она, гм, пересекает все разумные границы. В этом отношении скажем "Стальное княжество" Живетьевой, в котором подростки, попав в другой мир сразу же были пристроены циничными дядями к общественно-полезному бесплатному труду в качестве рабов выглядит гораздо естественней и натуральнее, нежели внезапно обретший рыцарские способности, сидевший по форумам и чатам персонаж Орловского. Увы-с, неудачник, попав в экстремальную ситуацию так и остается неудачником, со всеми вытекающими из этого последствиями. Чтобы не вызывать у читателя когнитивный диссонанс, многие писатели стараются избежать такой накладки, поэтому у них в иной мир сразу ГГ сразу попадает крутым, уже имеющим опыт спецназовца, чем и объясняются его последующие успехи.

Панкеева по примеру Орловского париться не стала, поэтому ее героиня вовсе не обладает большими бицепсами, медными яйтсами и мозгами как у академика РАН. Она просто студентка последнего курса, непрестижной профессии, перед ней во весь рост встают проблемы обустройства в чужом городе или возвращения в свой Мухосранск - в общем довольно реальные проблемы любой провинциальной дивчины. И тут оппа - на нее внезапно нападает маниак, и благодаря его усилиям, а также колдовству прЫнца-подростка она переносится прямо во дворец к прынцу, и с перепугу бьет его по голове.

Процесс переноса относится к таким литературным приемам, которые волей-неволей любому любителю фантастики приходится принимать как есть, так что тут без критики. А вот дальше все довольно странно. Вообще, как с точки зрения формальной логики должны поступить в королевском дворце с внезапно появившейся неизвестной девицей тут же по факту появления опиздюлевшей особу королевских кровей? В самом лучшем для нее случае, если там все такие гуманисты, попросту отвесить ей жирный пендаль от ворот замка, отправив восвояси куда глаза глядят. Более реальный варинт - отправить в казематы на предмет выяснения метода и целей проникновения на режимный объект, с последующей казнью через стирку кальсон и портянок местного гарнизона. Сцены секса и насилия так и быть исключим, вдруг книга детям в руки попадется.

Что же происходит у Панкеевой? Девица, появившись, сразу волею пейсательницы избавляется от языкогово барьера, знание чужого языка ей дается в виде бонуса. Ее тут же бросается утешать еще один прЫнц, постарше, всю ночь поит вином и читает стихи, и даже под юбку благородно не лезет. Затем девицу определяют ко двору, выясняется что ее пластмассовая заколка в местном королевстве имеет огромную ценность, так что ей тут же еще и денег дают. Итак, появившись в чужом мире она внезапно оказывается в приличном обществе, богата, с ней все носятся как курицы с яйцом.

Сублимация фантазий выпускницы провинциальной школы, короче. Достаточно приехать в чужой город, как к ее ногам тут же упадут все принцы, просыпется золотой дождь (просыпется, а не прольется я сказал, пааручики, мааалчать!), причем без всяких усилий с ее стороны. Однако жизнь штука весьма сложная и практика показывает, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Такой перекос мировоззрения обычно заканчивается проституцией, как самым нетрудоемким способом зарабатывать на красивую жизнь или хотя бы видимость оной.
Но у Панкеевой героиню, в соответствии с школьными фантазиями даже домогаться не смеют, только припадают к ногам и ухаживают.

Можно конечно рассматривать такое творчество, как сказку для детей, однако даже в сказке Золушке приходилось все же трудиться, а здесь героиня попала на все готовое. К тому же, для сказки обсасывание пьянок, психологических проблем и кто с кем спит все-таки перебор. Поэтому получилось ни то, ни сё. Не знаю, как это могло понравиться кому-то из взрослых людей, но и детям это тоже не подойдет. Единственная приходящая в голову целевая аудитория - не очень большого ума выпускницы 9-го и 11-го классов средней школы с дурноватым воспитанием. Хотя, признаться, лично я знаю несколько исключений, ведь эту книгу мне рекомендовали вовсе не они. *пожимает плечами*. Видимо на вкус и цвет...
Tags:


  • 1
(Deleted comment)
Хмм... эпизод там один был - директору спецслужбы (которым был король до теракта в королевсте) приводят перебежчика. То, что не рядовой следователь, а он лично с ним валандается еще куда ни шло. Но дальше круче - приходит заместитель, сообщает ему о теракте, что он теперь король, у товарища само собой некоторый шок и страдания, все дела. При этом вся сцена происходит прямо при допрашиваемом (!), что некоторым образом их сближает. Ну бред же.

(Deleted comment)
Фиг его знает, у меня в родне с кровавой гэбней как-то не сложилось, поэтому о поведении гэбншников в кругу семьи мне судить сложно. Как по мне, так вся их компания скорее ёперный театр, а не королевский двор напоминает, об этом я еще месяц назад написал.

(Deleted comment)

Re: Мэри-Сью

Ну, чуть-чуть все-же до Мэри Сью не дотягивает, не столько за счет прорисовки этой девицы, сколько за счет наличия множества других персонажей, на которые автор постоянно отвлекается.

Прочел на 2/3 примерно. Потом понял, что нихачу больше, ранее прочитанные две других книги из цикла вполне говорят о том, что кота за хвост тянуть будут еще очень долго.

(Deleted comment)
Терпелив ты, однако) Наверное это профессиональное, ггг.

когда уже Великий Путин сделает концлагеря для писателей руками?

Я-я, натюрлих, физический труд на свежем воздухе оздоравливает и делает людей счастливыми!)

(Deleted comment)
Я отметил этот феномен, несмотря на уйму недостатков довольно многим людям, не попадающим в очерченную мною "целевую аудиторию" книги понравились. Видимо помимо минусов, есть еще и некоторые плюсы, но минусов имхо больше и они заметнее.

ну ты знаешь, что я тебе хочу сказать по этому поводу =)

И как ни странно, в этот раз я с тобой соглашаюсь)

Ты просто не в силах оценить сей саги. Ну что поделать - не дано.
Смирись (могу даже продать по дешевке пепел для посыпания головы).

*пошел ждать следующего тома*

Ггг, я тебе как-то уже отсылал пепел по почте, ты мне его обратно продать думаешь?) Ви таки точно гусский, кам'ад?)))

Можешь не картавить - как говорится, когда родился хохол, еврей заплакал :-)

Передам Оксане при встрече распечатку сию чудную:)

Вряд ли она особенно обрадуется, разве что при наличии извращенного специфичного чувства юмора, примерно как у Громыко)

Зато ты обретёшь известность в узких кругах:)

В некоторых узких кругах она и так уже имеется, хехе.

Но, наверное, не такая широкая:)

> Вообще, как с точки зрения формальной логики должны поступить в королевском дворце с внезапно появившейся неизвестной девицей

да собственно к чему тут логика, в книге русским по белому написано что ихний король всячески окучивает ВСЕХ "переселенцев" а) удовлетворяя свое любопытство б) выясняя к чему полезному для королевства их можно пристроить

>Не знаю, как это могло понравиться кому-то из взрослых людей

фигня это все, давай любую фантастику, которая тебе (а может и мне) нравится и я там наковыряю вагон и маленькую тележку противоречий с логикой и здравым смыслом. Нравится/не нравится этому сугубо перпендикулярно


Вот про логику и здравый смысл не надо. Не надо путать фантастические допущения - скажем сверхсветовые звездолеты и всякие бластеры-шмастеры и пренебрежение здравым смыслом, когда волей автора вся вселенная крутится вокруг героя (см. "Мэри Сью"). Как вот здесь например: http://zhizd.livejournal.com/771202.html

И напротив, тщательно и логически выстроенный достоверный мир - признак писательского мастерства. Пример - миры Хайнлайна, Азимова. В российском секторе - Стругацкие. Из современных... С. Садов, А. Пехов. Про Лукьяненко пожалуй промолчу, там местами действительно прикопаться можно. Вообще наверное идеала нет, если пристрастно начать выискивать баги и несоответствия, то можно везде их отыскать, наверное. Однако есть авторы, которые стремятся к максимальной достоверности своего мира, а есть такие которые ею пренебрегают. Еще есть такие, которые вообще не умеют создавать собственные миры, заменя их набором стандартных декораций, но это совсем уж унылый случай.

>Не надо путать

да ни в жизть!

>если пристрастно начать выискивать баги и несоответствия, то можно везде их отыскать, наверное

ну собственно а я о чем

>Однако есть авторы, которые стремятся к максимальной достоверности своего мира,

собственно в вопросе что выглядит достоверней - мир полудня Стругацких или альфа, каппа и дельта Панкеевой я бы пожалуй поставил на Панкееву

ну и не могу удержаться насчет
> Итак, появившись в чужом мире она внезапно оказывается в приличном обществе, богата, с ней все носятся как курицы с яйцом.

тебе должна понравится сказка о красной Пашечке :)))


  • 1